Социализация личности

Личность – биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются в процессе социализации.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе.

В социологии принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком и подростком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, предприятия, армии, церкви, сотрудники средств массовой информации. Первичные институты социализации– это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, СМИ и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (детство, подростковый период). Усвоение социального опыта.

2. Стадия идентификации – усвоения индивидом норм социальной группы.

3. Стадия интеграции.

4. Трудовая стадия. Воспроизведение социального опыта.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Передача социального опыта.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние следующие факторы:

1) наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Теория «зеркального Я» Ч. Кули. Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «Я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.Он определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом. Наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, после смены профессии или социального статуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: