Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Она включает:
1) передачу информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;
3) механизм, посредством которого реализуется власть (как попытка определить поведение другого человека). Г. Лассуэл разработал структуру коммуникации, состоящую из пяти элементов:
1) кто – коммуникатор (кто передает и формирует сообщение);
2) что – сообщение;
3) как – способ передачи сообщения, канал;
4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;
5) зачем – с каким эффектом, эффективность.
Влияние социальных коммуникаций на человека:
1) поведенческий эффект;
2) оценочный (аксиологический) эффект;
3) эмоциональный эффект;
4) познавательный (когнитивный) эффект.
Виды коммуникации по характеру аудитории:
1) межличностная (индивидуализированная);
2) специализированная (групповая);
3) массовая.
Виды коммуникации по источнику сообщения:
1) официальная (формальная);
|
|
2) неформальная.
Виды коммуникации по каналу передачи:
1) вербальная;
2) невербальная.
Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.
Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки (образа врага).
Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение.
Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации.
Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений. Основные виды информационных барьеров:
1) технические;
2) психофизиологические, связанные со способностями человека;
3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;
|
|
4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения.
Примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.
Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи. Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств:
1) проблемной ситуацией, создающей информационную потребность;
2) отсутствие информации; информационную неопределенность;
3) уровень эмоциональности индивидов.
Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.