Социальная коммуникация

Социальная коммуникация является важным механизмом культуры. Она включает:

1) передачу информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;

2) процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом;

3) механизм, посредством которого реализуется власть (как попытка определить поведение другого человека). Г. Лассуэл разработал структуру коммуникации, состоящую из пяти элементов:

1) кто – коммуникатор (кто передает и формирует сообщение);

2) что – сообщение;

3) как – способ передачи сообщения, канал;

4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Влияние социальных коммуникаций на человека:

1) поведенческий эффект;

2) оценочный (аксиологический) эффект;

3) эмоциональный эффект;

4) познавательный (когнитивный) эффект.

Виды коммуникации по характеру аудитории:

1) межличностная (индивидуализированная);

2) специализированная (групповая);

3) массовая.

Виды коммуникации по источнику сообщения:

1) официальная (формальная);

2) неформальная.

Виды коммуникации по каналу передачи:

1) вербальная;

2) невербальная.

Одним из важнейших элементов социальной коммуникации является социальный стереотип.

Социальный стереотип – это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия. К положительному значению можно отнести помощь при ориентировании в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления. Отрицательный момент социального стереотипа связан с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами, а также с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки (образа врага).

Массовая коммуникация оказывает сильное влияние на общественное мнение.

Общественное мнение – это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия, и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации.

Информационные барьеры – это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений. Основные виды информационных барьеров:

1) технические;

2) психофизиологические, связанные со способностями человека;

3) знаковые и смысловые, подразумевающие способность распознавать знаки, знать слова и термины специальных языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте;

4) ситуационные, возникающие в случае неактуальности сообщения.

Примером неформальной социальной коммуникации выступает слух.

Слух – это сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи. Возникновение слухов всегда обусловлено рядом объективных и субъективных обстоятельств:

1) проблемной ситуацией, создающей информационную потребность;

2) отсутствие информации; информационную неопределенность;

3) уровень эмоциональности индивидов.

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: