Тема 20. Человек и его место в мире

Основные понятия: родовая сущность, антропосоциогенез, интегральная антропология, человек, индивид, личность, индивидуальность.

Бытие человека как проблема философии, специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Природа, сущность, предназначение человека. Основные факторы антропосоциогенеза. Смысл жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

Образ человека в истории философской мысли. Проблема человека в философии Древней Греции. Средневековая христианская концепция человека. Человек Нового Времени в европейской философии. Немецкая классическая философия о человеке. Антропологическая проблема в русской философии. Кризис идеи «человека». Философская антропология М. Шелера, Гелена, Плесснера.

«Природа» человека. Сущность и существование. Биологическое и социальное в человеке. Бессознательное и сознательное.

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность. Процесс социализации личности. Идентификация и обособление. Интериоризация общественных отношений, культуры, сущностных сил человечества в процессе воспитания и деятельности. Необходимость и свобода выбора. Смысл жизни.

Философский анализ отчуждения: причины, сущность и исторические формы. Духовное отчуждение. Деструктивная сущность отчуждения (К.Маркс, Э.Фромм). Свобода как процесс снятия отчуждения. Проблема свободы личности и ответственности в марксизме и экзистенциализме. Творчество как способ самореализации личности.

Тема 21. Человек и природа. Глобальные проблемы современности

Основные понятия: человек, природа, глобальные проблемы,культура, географическая среда, географический детерминизм.

Человек в мире природы. Природа как предмет философского осмысления. Природа и культура. Взаимодействие природы и человека. Роль географической среды в жизни человека и общества. Критика географического детерминизма. Глобальные проблемы и пути их решения. Происхождение глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Экологический кризис и пути выхода из него. Демографические проблемы современного общества. Проблемы термоядерной войны и международного терроризма.

Раздел 8. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.

Данный раздел осваивается студентами в формате эссэ-презентации на тему: «Мировоззренческие основания профессиональной деятельности учителя»

Аннотация теоретического курса дисциплины

№ п. п Тема лекции Выходные данные учебного пособия Ссылка на страницы учебного пособия
1. Специфика философии Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Философия как историческая форма мировоззрения и как наука. Предмет и функции философии: Учебное пособие / сост. А.А. Краузе; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. 5-11 3-24
2. Предмет философии. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 11-24
3. Функции философии. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 24-34
4. Возникновение философии. Философия Древнего мира Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 34-47
5. Средневековая философия. Эпоха Возрождения. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 47-55
6. Новое время. Просвещение Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 55-64
7. Немецкая классическая философия Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 64-75
8. Постклассическая философия Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 75-81
9. Русская философия Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 81-92
10. Западная философия в XX веке Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 92-98 5-39
11. Диалектика Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 98-113 57-71
12. Бытие как проблема философии Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 113-117 39-57
13. Проблема сознания в философии Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 117-130 71-85
14. Познание. Проблема научного познания Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 130-142 85-97
15. Проблема научного метода. Методологические концепции Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 142-149
16. Общество как саморазвивающаяся система Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 149-156
17. Социально-политическая сфера жизни общества Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 156-162
18. Духовная сфера жизни общества. Ценности и их роль в жизни общества Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 162-167
19. Философские проблемы культуры Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 167-172
20. Человек и его место в мире Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 172-177
21. Человек и природа. Глобальные проблемы современности Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. 184-192

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: