Цель лекции:
- ознакомить с эволюцией менеджмента как науки.
Задачи лекции:
- показать становление менеджмента как науки;
- раскрыть суть учений различных школ менеджмента.
План:
1. Формирование менеджмента как науки.
2. Школа научного управления.
3. Классическая школа менеджмента.
4. Школа человеческих отношений.
5. Школа поведенческих наук.
6. Школа количественного подхода к управлению.
Выводы:
1. Начало признания менеджмента как науки заложено публикацией Ф. У. Тейлором в 1911 г. своей книги «Основы научного управления». В результате эволюции менеджмента как науки сформировались различные управленческие школы.
2. Представители школы научного менеджмента полагали, что можно совершенствовать операции ручного труда, повышая их эффективность.
3. Классическая школа сосредоточилась на создании универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху.
4. Ученые школы человеческих отношений считали человеческий фактор основным элементом эффективности организации.
|
|
5. Цель школы поведенческих наук - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческого ресурса.
6. В школе количественного подхода к управлению применяются количественные методы научного исследования к операционным проблемам организации.
Литература:
1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009. - Гл. 2 «Эволюция управленческой мысли».
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – Вводная гл., п. 3 «Развитие взглядов на менеджмент».
3. Плахова Л.В., Анурина Т.М., Легостаева С.А. и др. Основы менеджмента.–М.:КНОРУС, 2007. – Гл.1 «История менеджмента» (п.1.1-1.3, 1.5).