Тема 5. Психологические закономерности общения

Вопросы для обсуждения:

1. Психология «общения» и его структура.

2. Факторы, влияющие на формирование людьми партнера по общению.

3. Виды общения.

4. Функции общения.

5. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения.

6. Речь как средство общения, источник информации и способ воздействия на собеседника.

7. Функции речи и языка.

8. Виды речи.

9. Требования к речи.

10. Психологические барьеры общения и приемы их устранения.

11. Приемы установления психологического контакта.

Задание для индивидуальной работы:

I. 1. Диагностика коммуникативных способностей студентов: вербального и невербального общения (тесты).

2. Тренинг вербального и невербального общения студентов (игры, упражнения).

3. Самооценка владения и эффективности использования методов психологического воздействия.

II. Практические ситуации с аргументированным выбором стратегии поведения:

Задание 1. Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит инициативу в своих руках (является в данный момент «лидером контакта»). Вы пассивный участник разговора – подаете реплики и т.д. Постарайтесь перехватить инициативу в контакте. Это удастся Вам не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.

Задание 2. Заставьте Вашего собеседника стать лидером контакта (это гораздо труднее, чем задание 1). Чтобы еще больше усложнить оба задания, выберите в первом случае активного в общении, а во втором – более пассивного партнера.

Задание 3. Наверняка среди ваших знакомых есть человек вам неприятный, или общение с которым затрудняет вас. Заготовив заранее естественную тему разговора, заставьте себя при встрече заговорить с ним первым.

Задание 4. Проведите письменный рефлексивный анализ ситуаций общения (задания 1-3), особое внимание обратите на те моменты, которые у Вас не получились. Постарайтесь понять, почему это произошло.

III. Проанализируйте особенности своей речи, соответствует ли она тем требованиям, которые предъявляются понятием культуры речи (лексическая, грамотическая, фонетическая культура). Выделите для себя над какими недостатками речи Вам необходимо поработать.

Темы для докладов, сообщений и рефератов:

1. Барьеры общения и приемы установления психологического контакта.

2. Качества личности и ее психических процессов, необходимых для общения.

3. Речь как средство общения.

4. Невербальные средства общения.

5. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие «общения» и его структура.

2. Факторы, влияющие на формирование людьми партнера по общению.

3. Виды общения.

4. Функции общения.

5. Взаимное влияние людей в процессе межличностного общения.

6. Речь как средство общения, источник информации и способ воздействия на собеседника.

7. Функции речи и языка.

8. Виды речи.

9. Требования к речи.

10. Барьеры общения и приемы их устранения.

11. Приемы установления психологического контакта.

12. Факторы, определяющие межличностную привлекательность при общении.

Дополнительная литература к теме:

1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М., 1978.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. – М., 1996.

3. Лукьян Я.Л. Барьеры общения, конфликты и стресс. – Минск, 1986.

4. Панасюк Ю.А. Управленческое общение. – М., 1990.

5. Петрова А.С. Психолого-педагогическая подготовка студента. Учебно-методическое пособие – Тюмень, 2007.

6. Канн-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.

7. Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы и комментарии. – М., 2006.

8. Мазилов Ф.З. Необходимость разработки коммуникативной методологии// Социальный психолог. 2001. №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: