Вопросы для обсуждения:
1. Определение понятия «ощущение». Классификация ощущений.
2. Закономерности (свойства) ощущений.
3. Понятие и классификация (виды) восприятий.
4. Понятие «внимания». Физиологическая основа внимания.
5. Свойства, виды, функции внимания.
6. Понятие «памяти и ее виды.
7. Понятие «воображения» и его виды.
8. Понятие «мышления» и его виды.
Задание для индивидуальной работы:
1. Исследование индивидуальных особенностей ощущений вкусовых, обонятельных, тактильных, слуховых, зрительных.
2. Исследование индивидуальных особенностей восприятия: зрительного, слухового, времени.
3. Выполнение тестов и упражнений на исследование индивидуальных свойств внимания: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение.
Темы для докладов, сообщений и рефератов:
1. Развитие ведущих видов чувствительности и умения управлять своими ощущениями.
2. Факторы, опосредующие восприятие: влекущие условия, состояние анализатора, психическое состояние, социальное влияние, установка.
3. Современные представления о нейропсихологических основах внимания.
4. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания.
5. Представление как процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира.
6. Воображение как процесс преобразования представлений.
7. Эмоции и мышлении.
8. Мышление и речь.
Вопросы для самоконтроля:
1. Психология ощущения.
2. Классификация ощущений.
3. Закономерности (свойства) ощущений и их учет в деятельности личности. Нижний и верхний пороги ощущений.
4. Психология восприятия. Аналитико-синтетическая деятельность мозга как нейрофизиологическая основа восприятия.
5. Классификация восприятий.
6. Внимание: понятие и физиологическая основа.
7. Свойства (качественные характеристики) внимания.
8. Виды внимания.
9. Функции внимания.
10. Память: понятие и нейрофизиологическая основа.
11. Операции мышления.
12. Процессы памяти и их характеристика.
13. Виды памяти.
14. Законы памяти.
15. Представление: понятие и физиологическая основа.
16. Виды и функции представлений.
17. Воображение: понятие и физиологическая основа.
18. Виды воображения.
19. Понятие мышления и его нейрофизиологическая основа.
20. Виды мышления.
Дополнительная литература к теме:
1. Милорадова Н.Г. Мышление в дискуссиях и решениях задач. Учебное пособие. 2-е изд. – М.: изд-во АСВ, 2000.
2. Милорадова Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. “Я” – в зеркале психологических характеристик. – Жуковский, ЛИНК, 1999.
3. Петрова А.С. Психолого-педагогическая подготовка студента. Учебно-методическое пособие – Тюмень, 2007.
4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов/Под ред. Радугина А. А., Короткова Е. А. – М., 1996.
5. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., Интерпракс, 1995.
6. Физиология высшей нервной деятельности: хрестоматия. - М. - Воронеж,1999.