До мажор в расходящемся движении

Это упражнение учит как подкладывать пальцы при игре звукоряда в расходящемся движении поочередно от среднего До до конца клавиатуры. Сначала мы выучиваем «магическую формулу»:

123 и так далее.

Потом ставим два большие пальца на До первой октавы и начинаем играть это упражнение до «упора» или того места, когда рук «не хватает». Это упражнение чрезвычайно помогает в развитии навыка «слепого» ощущения клавиш, развивает технику противоположного движения и помогает понять расположение белых клавиш и их звуячание по порядку.

Можно ли играть упражнения растопыренными пальцами и неритмично? Запросто!

Однажды у меня в гостях был один профессор университета, преподающий музыку. Увидев видео запись моего 3х летнего ученика, играющего Ганона, профессор очень возмутился: «Мальчик играет неправильными руками!» – сказал профессор. «Но ему только три!» – возразила я, координация только начинает развиваться!» «Или округлыми руками – или никак!» отрезал профессор. Тогда я показала ему видео детей постарше и попросила прокомментировать постановку рук. Профессор заметил, что «вот это – то, что надо. Я же говорил, что нельзя так рано начинать!» Он не знал, что дети постарше, которые так свободно и легко играют пьесы и этюды несколько лет назад точно так же пугали профессионалов, нащупывая дорогу по клавишам «неправильными» руками.

Конечно, ни о каких округлых кистях на начальном периоде тут говорить не приходится: осуществление путешествия по клавишам тадлерами ничуть не отличается от их первых шагов, сделанных маленькими гнущимися ножками навстречу маме. Пальцы торчат в разные стороны и нажатие мизинца осуществляется весом всей руки. Но постепенно с развитием координации приходит ощущение клавиатуры и рука принимает естественное полуокругленное положение. Никакой зажатости, ибо дорогу осилит идущий, а когда знаешь куда идешь, то появляется легкость походки!

Освоение фортепианного пространства является точкой опоры в развитии координационной техники игры на фортепиано. Не «ощущение веса руки» посредством нажатия случайной клавиши, а именно прохождение всех клавиш освобождает руки начинающего и придает им уверенность. Подумайте сами: в каком пространстве вы будете чувствовать себя более уверенно: в том, где вы знаете каждый угол – или в том, где только пару случайных мест?

Развив координацию ребенка до уровня «свободного пробегания» по клавишам вперед и назад, можно приступить к разучиванию новых «трюков» которые ребенок воспринимает с радостью и восторгом:

- научить играть ритмично и с помощью метронома

- научить играть громче и тише, связно (легато) и отрывисто (стаккато)

- научить играть на фортепиано и без стикерсов

Кстати о стикерсах. В развитии координационной техники стикерсы на фортепиано играют громадную роль в качестве точки опоры для зрительного восприятия ребенка. Об этом – следующая глава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: