Психолого-педагогические теории, заложенные в основу методики преподавания технологии в школе

Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса

Оптимизация (от лат. оptimum – наилучшее)– выбор наилучшего варианта из множества возможных. Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия ПС тем целям, для достижения которых она создана. Ю.К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы учебный процесс не просто улучшался, а осуществлялся на наилучшем для данной ситуации уровне. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса.

В качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяются во взаимосвязи два показателя:

1) получение максимально возможных (реально достижимых) в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возраста и учителей.

Практически оптимизация начинается с того, что по определенным критериям оценивается достигнутый уровень обученности, воспитанности, развитости учащихся по классам, и в школе целом. Как правило, он ниже объективно возможного. Затем проектируется возможный уровень роста результативности через определенное время. После этого применяется система учебно-воспитательных мер, призванная обеспечить намеченные изменения. В итоге сравниваются достигнутые результаты с оптимально возможными, сопоставляются затраты времени на домашнюю и внеклассную работу с нормативами, усилия учителей и учащихся, делается вывод о степени оптимизации. Проводится постоянный мониторинг.

Основные педагогические действия по оптимизации учебно-воспитательного процесса:

1) комплексирование и конкретизация задач;

2) генерализация (выделение главного);

3) межпредметная и межнаправленческая координация;

4) выбор вариантов для их сравнительной оценки;

5) дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса;

6) гуманизация;

7) создание необходимых условий;

8) сочетание управления и самоуправления;

9) мониторинг;

10) оперативное регулирование и корригирование процесса;

11) оценка его итогов по установленным критериям;

12) переход к более сложным проблемам;

13) постоянство и постепенность инновационного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: