Общая характеристика школьного технологического образования

Теория и методика обучения технологии.

Особенности содержательного компонента образовательной области "Технология"

Согласно базисному учебному плану "Технология" является самостоятельной образовательной областью, интегрирующей материальные технологии (трудовое обучение) и/или информационные технологии. Также в ней может реализовываться черчение, профильная, профессиональная подготовка, различные интегрированные курсы и проекты.

Принципиально важным в преподавании "Технологии" в школе является направленность на формирование у учащихся культуры: технологической, проектной, экологической, человеческих отношений, труда, дома (быта).

Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.

Минимальное содержание образовательной области "Технология" в средней общеобразовательной школе состоит из общей составляющей для любых уровней (вариантов) обучения учащихся. В нее входят основные компоненты практической деятельности человека (понятия и виды деятельности) по ведению творческой преобразовательной и предпринимательской деятельности, культуре труда, технологической и потребительской культуре, профессиональной ориентации, которые структурно составляют основу обучения по традиционным направлениям: технический, обслуживающий труд; профильной (углубленной. допрофессиональной) или профессиональной подготовке.

В зависимости от уровня технологической подготовки общая основа объединяется (интегрируется) с базовыми разделами (блоками-модулями) минимального содержания обучения в 5-9 классах по направлениям, со специальной технологической частью (выделенным блоком - общим содержанием обучения по конкретной области трудовой деятельности. Блоки конкретизируются в соответствии с выбранным профилем обучения, например, блок "Промышленность", а в нем профили: "Металлообработка", "Деревообработка", "Электротехника" и т.д.

Базовые разделы (блоки-модули) минимального содержания обучения в 5-9 классах изучаются углубленно в соответствии с профилизацией общеобразовательного учреждения. В них усиливается раздел "Современные энерго- и материалосберегающие безотходные технологии".

Занятия по технологии могут вестись на базе межшкольных учебных комбинатов.

Вместе с тем, образовательная область "Технология", как область наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся (предполагается, что 70% учебного времени будет уделено практической работе), должна способствовать подготовке к активному участию обучающихся в жизни общества, в организации и работе трудовых коллективов и в семье, как основной ячейке общества. Это предполагает:

  • политехническое развитие молодёжи, ознакомление ее. с основами техники, современными перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетом экономических, экологических и предпринимательских знаний, социальных последствий использования технологий;
  • творческое и эстетическое развитие обучающихся, в частности в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов;
  • овладение обучающимися общетрудовыми умениями и навыками, в том числе культуры труда, человеческих отношений и бесконфликтного общения, необходимых для жизни в коллективе, семье;
  • обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, приобретение практического опыта элементов профессиональной деятельности с целью обоснованного профессионального самоопределения.

Область "Технология" входит в базовое ядро общего образования, обеспечивающее минимально необходимые технико-технологические требования к уровню подготовки обучающихся, основанные на соблюдении инвариантных принципов создания единого образовательного пространства; существенно влияет на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.

В процессе преподавания предмета "Технология" должны быть решены следующие задачи:

  • сформировать политехнические знания об основных наиболее распространенных и перспективных технологиях и систему умственных, сенсорных и физических действий;
  • ознакомить с основами современного производства и сферы услуг;
  • развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  • обеспечить осуществление учащимися самопознания, изучение мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью адекватного профессионального самоопределения;
  • осуществить воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения (нравственное воспитание);
  • воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам, формировать активную экологическую жизненную позицию в процессе учебно-трудовой деятельности (экологическое воспитание);
  • овладеть основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
  • использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения их конкурентоспособности при реализации, развивать художественную инициативу ребёнка (эстетическое воспитание);
  • привить первоначальные жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство и экономику семьи.

Решению задач призвана способствовать программа "Технология" (Трудовое обучение, 1-4, 5-11 кл.). Просвещение. 1996 /Под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.

В соответствии с материально-техническими возможностями школы учитель может варьировать содержание отдельных модулей программы "Технология".

Для школы в содержании предмета "Технология" можно выделить следующие основные разделы: технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, элементы машиноведения, элементы материаловедения, конструирование и моделирование, электронные технологии (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, высокие технологии), информационные технологии, графика, культура дома, техника в быту, строительные ремонтно-отделочные работы, художественная обработка материалов, техническое или художественно-декоративное творчество, производство и окружающая среда, отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение, история и социальные последствия развития техники и технологии, домашняя экономика и основы предпринимательства, выполнение проектов (по одному, начиная со второго класса). Указанные разделы могут быть интегрированы, т.е. рассматриваться совместно. Программы разделов могут несколько различаться в соответствии с принципом вариативности, обеспечивая тем не менее выполнение государственного стандарта по "Технологии".

Для реализации дифференцированного обучения и обеспечения возможности самореализации учащихся целесообразно предусмотреть два варианта примерного планирования часов.

Вариант 1. "Техника и техническое творчество (технический труд) "с преобладанием технологий обработки конструкционных материалов и электронных технологий.

Вариант 2. "Культура дома и художественно-декоративное творчество (обслуживающий труд)" с преобладанием раздела "Культура дома, обработка ткани и пищевых продуктов".

Образовательная область "Технология" играет системообразующую роль в формировании нравственно-трудовых качеств личности школьника. Построенная на практическом изучении распространенных технологий, она является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования. Педагогическая роль и предназначение технологической подготовки в системе общего образования определяют цели и задачи образовательной области "Технология".

Основной целью образовательной области - "Технология" является наиболее полное развитие способностей учащихся к созидательной и преобразовательной деятельности на основе их природных задатков, подготовка на основе научных знании к решению практических задач, с которыми они могут встретиться в реальной жизни.

Общей задачей образовательной области "Технология" является формирование у школьников умений осваивать и владеть разнообразными способами и средствами преобразования материалов, энергии, информации, биологических объектов, учитывать возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.

В процессе технологической подготовки учащихся с I по XII класс с учетом потребностей школьников и возрастных особенностей их развития должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

- становление активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственного отношения к результатам своего труда, воспитание технологической дисциплины, трудолюбия и культуры труда;

- формирование технологических знаний, практических умений и навыков безопасной работы, необходимых для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и обеспечение культурного деятельностного досуга;

- расширение политехнического кругозора, применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

- развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;

- развитие графической грамотности;

- формирование умений самостоятельной индивидуальной и согласованной коллективной работы, развитие способностей делового общения;

- обучение элементам прикладных экономических знаний и началам предпринимательской деятельности;

- ознакомление с миром профессий, рынком труда, содействие профессиональному самоопределению, формированию жизненных и профессиональных планов;

- воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных творческих достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.

Для выполнения обозначенных функций технологическое образование школьников может быть построено с учетом следующих принципов:

  1. фундаментальности и вариативности, что означает построение обучения на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которая дополняется региональной и гуманитарной вариативными составляющими;
  2. многопрофильности, обеспечивающей возможность практического обучения по основным направлениям взаимодействия субъекта и объекта труда в системе технологических профилей; при этом обучение должно быть социально обусловлено и структурировано по различным сферам и типам профессиональной деятельности;
  3. непрерывности и преемственности, для обеспечения системного практикоориентированного обучения на протяжении всего периода с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат.
  4. многоуровневости, предполагающей подготовку к трудовой деятельности на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей учащихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к получению профессии;
  5. комплексности обучения, которая подразумевает единство воздействия технологии на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование профессионально значимых качеств личности, взаимосвязь общего образования, трудового обучения, и самостоятельной деятельности.

В основе структуры содержания "Технологии" лежит блочно-модульный принцип построения материала. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, соответствующих возрастным особенностям развития школьников. Блочно-модульное построение обеспечивает тесную смысловую взаимосвязь и преемственность содержания для всех этапов технологической подготовки учащихся.

Структура обучения "Технологии" в 11-летней школе составлена из четырех блоков. Первый блок охватывает период младшего школьного возраста (1-4 классы), второй - период подросткового возраста (5-9 классы), третий - период старший юношеский возраст (10-11 классы).

Блоки содержания, в свою очередь, скомпонованы из модулей, которые базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями.

В первом блоке (1-4 классы) в виде отдельных модулей изучаются, преимущественно, технологии ручной художественно-прикладной обработки природных и искусственных материалов, которые технологически безопасны для учащихся данного возраста, не требуют значительных физических усилий и в то же время способствуют интеллектуальному, физическому, эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся. Младшие школьники учатся читать и выполнять эскизы объектов труда. Они знакомятся также с доступными технологиями выращивания комнатных и огородных растений, технологиями ухода за мелкими домашними животными, аквариумными рыбами. Этому материалу придается определенная экологическая направленность.

Большое внимание уделяется воспитанию добросовестного отношения к труду, изучению его роли в жизни человека и общества. В первый блок включается также материал о распространенных профессиях людей из ближайшего окружения школьников.

Содержание второго блока (5-9 классы) базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса, домашнего быта и содержательно-прикладного досуга. Это технологии обработки конструкционных материалов, сборки и управления техническими устройствами; технологии обработки текстильных материалов и изготовления швейных изделий; технологии обработки пищевых продуктов, консервирования, приготовления и оформления блюд; методы и средства художественно-прикладной обработки материалов; технологии выращивания растений, животных и птиц; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; технологии ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ; технологии преобразования и использования электрической и тепловой энергии, сборки электрических цепей, тепловой обработки материалов.

Школьники получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности.

Технологии второго блока группируются по трем направлениям: техническое, сельскохозяйственное, сервисное (включая домашний быт и содержательно-прикладной досуг). Учащимся, в соответствии с их интересами и склонностями, предоставляется выбор возможных направлений изучаемых технологий.

Содержание третьего блока (10-11 классы) расширяет спектр технологической подготовки учащихся и способствует обоснованному выбору будущего направления профильного обучения или начального профессионального образования. В этот блок включаются технологии, которые не изучались учащимися в предшествующий период или представляли в содержании тематически не явно выраженные сквозные образовательные линии.

В этот блок при необходимости включаются технологии, распространенные в конкретном регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию выпускников на востребованные рынком труда профессии. Обязательными составляющими в этом блоке являются технологии профессионального самоопределения.

На этот блок для учащихся 10-11 классов за счет дополнительно отводимого Базисным учебным планом на образовательную область "Технология" времени вводится учебный курс "Черчение и графика". Он призван обобщить и систематизировать графические знания и умения, которые учащиеся получают в процессе технологической подготовки в рамках соответствующей сквозной образовательной линии.

На последнем этапе, связанном с завершением обучения в полной средней школе осуществляется углубленное изучение одной из технологий, соответствующей выбранному профилю обучения. Эти профили по содержанию могут совпадать с теми видами технологий, которые изучались в основной школе (5-9 классы).

Здесь технологическая подготовка призвана способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов учащихся. На этом этапе учащимися обязательно изучаются возможности и способы трудоустройства, методы построения, реализации жизненных и профессиональных планов.

Последний этап технологической подготовки учащихся в учреждениях общего образования является также основой для профессиональной подготовки. В соответствии с действующим законодательством при необходимости и по желанию учащихся, для обеспечения их социальной защищенности на рынке труда, за счет регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана старшеклассникам предоставляется возможность получить начальную профессиональную подготовку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: