Содержание технологического образования как система научных знаний, умений и навыков, ценностных отношений к преобразовательной деятельности

Важно, чтобы содержание технологического обучения обеспечивало отражение личностного взаимодействия субъекта и предмета труда в системах "человек - человек”, "человек - природа”, "человек - техника”, "человек - знаковая система”, "человек - художественный образ”, соотносилось на все сферы экономической деятельности, базировалось на современных отраслевых технологиях и способствовало самореализации учащихся в свободной творческой деятельности.

Возрастные и общеобразовательные возможности учащихся, решение задач трудовой подготовки и профессионального самоопределения обусловливают этапы технологического обучения: введение в труд, основы труда, введение в профессии, профильное обучение в соответствии с выбранной учащимися отраслевой технологией. Последний этап позволяет доводить подготовку до профессионального уровня, что содействует повышению социальной защищенности выпускника общеобразовательного учебного заведения.

Важно обеспечить творческий характер деятельности учащихся как условие формирования знаний, умений и навыков решения реальных задач в процессе практической деятельности. Организация творческой учебной и внеучебной деятельности должна носить системный, научно обоснованный характер и быть направлена на повышение мотивации и интенсификации процесса обучения, выявление профессиональных наклонностей и формирование профессиональных устремлений учащихся, приобретение и развитие профессионально значимых качеств личности: инициативности, деловитости, ответственности, предприимчивости, профессиональной мобильности.

Целеполагающее значение имеет профессиональная направленность (профессионализация) системы общего, включая технологическое, образования, предусматривающая формирование профессиональной культуры, профессионально значимых качеств и профессиональное самоопределение учащихся. Она должна обеспечивать:

  • формирование представлений о различных сферах, видах и формах профессиональной деятельности;
  • раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся;
  • формирование профессиональных интересов и устремлений;
  • формирование адекватной самооценки;
  • достижение эффективного уровня компетентности в выбранной сфере трудовой деятельности;
  • формирование знаний, умений и навыков, необходимых для получения выбранной профессии.

Достижение намеченных результатов предусматривает комплекс взаимосвязанных действий:

  • профессиональную диагностику личности;
  • выявление профессионально значимых качеств;
  • профессиональные пробы;
  • формулирование профессионального выбора;
  • социальный анализ профессиональной ситуации;
  • принятие решения о выборе профессии и сферы практической деятельности;
  • составление жизненного плана;
  • принятие образовательно-профессиональных решений;
  • подготовку к выбранной сфере деятельности.

Профессиональная направленность систематизирует трудовое и технологическое обучение, актуализирует содержание и обеспечение учебного процесса, повышает личностную мотивацию, инициирует дополнительную образовательную и самостоятельную практическую деятельность учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: