Предметная система производственного обучения

Предметная система производственного обучения являет­ся исторически первой системой практического обучения како­му-либо виду труда в сфере материального производства, той или иной рабочей профессии. Она соответствовала ремеслен­ному производству с нерасчлененной технологией, когда ра­ботник изготавливал изделие от начала до конца. Предметная система существовала до второй половины XIX века. В истории производственного обучения это был период ремесленного ученичества. Ученик-подмастерье, помогая мастеру, пригляды­вался к его работе и затем сам начинал изготовлять те изделия,которые делал мастер.

С возникновением ремесленных школ и училищ этот ха­рактер производственного обучения был упорядочен и превра­щен в систему, получившую название предметной. Суть этой системы заключается в следующем. Вначале устанавливается

еречень изделий, которые должен уметь изготовлять работник данного вида труда, данной профессии. Затем устанавливается последовательность их изготовления с постепенным переходом ко все более сложным работам. Например, при подготовке сто­ляра использовался следующий перечень изделий и последова­тельность их изготовления: 1. простой инвентарь и мебель (полки, вешалки и т.д.); 2. коробки прямолинейные; 3. подокон­ники и поручни простого и круглого сечения; 4. изготовление. наличников, плинтусов, гладких профилей; 5. табуреты и т.д.

Достоинства предметной системы. Первое - она знако­мит учащегося со всем процессом изготовления каждого вида изделий и дает навыки организации труда. Второе - поддержи­вает интерес к работе, так как учащийся постоянно видит по­лезные результаты своего труда. Третье - позволяет хорошо со­четать обучение с производительным трудом учащихся.

Основным недостатком предметной системы является то, что ученик овладевает всем трудовым процессом по изго­товлению изделий сразу, без предварительного освоения вхо­дящих в этот процесс трудовых операций и рабочих приемов. Трудовые операции и рабочие приемы могут быть простыми и сложными, повторяться в разных трудовых процессах. Несмот­ря на повторение трудовых операций и рабочих приемов, пред­метная система ориентирует на изучение каждого трудового процесса как совершенно нового. Эта система недостаточно ориентирована на научно-технический прогресс.

Хотя предметная система практического обучения труду и устарела, но она может использоваться в отдельных видах вне­классной работы по технологии. Например, при изучении на­родных промыслов, изготовление изделий из бересты, плетение корзин, кружевоплетение, вышивка и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: