Предметная система производственного обучения является исторически первой системой практического обучения какому-либо виду труда в сфере материального производства, той или иной рабочей профессии. Она соответствовала ремесленному производству с нерасчлененной технологией, когда работник изготавливал изделие от начала до конца. Предметная система существовала до второй половины XIX века. В истории производственного обучения это был период ремесленного ученичества. Ученик-подмастерье, помогая мастеру, приглядывался к его работе и затем сам начинал изготовлять те изделия,которые делал мастер.
С возникновением ремесленных школ и училищ этот характер производственного обучения был упорядочен и превращен в систему, получившую название предметной. Суть этой системы заключается в следующем. Вначале устанавливается
еречень изделий, которые должен уметь изготовлять работник данного вида труда, данной профессии. Затем устанавливается последовательность их изготовления с постепенным переходом ко все более сложным работам. Например, при подготовке столяра использовался следующий перечень изделий и последовательность их изготовления: 1. простой инвентарь и мебель (полки, вешалки и т.д.); 2. коробки прямолинейные; 3. подоконники и поручни простого и круглого сечения; 4. изготовление. наличников, плинтусов, гладких профилей; 5. табуреты и т.д.
|
|
Достоинства предметной системы. Первое - она знакомит учащегося со всем процессом изготовления каждого вида изделий и дает навыки организации труда. Второе - поддерживает интерес к работе, так как учащийся постоянно видит полезные результаты своего труда. Третье - позволяет хорошо сочетать обучение с производительным трудом учащихся.
Основным недостатком предметной системы является то, что ученик овладевает всем трудовым процессом по изготовлению изделий сразу, без предварительного освоения входящих в этот процесс трудовых операций и рабочих приемов. Трудовые операции и рабочие приемы могут быть простыми и сложными, повторяться в разных трудовых процессах. Несмотря на повторение трудовых операций и рабочих приемов, предметная система ориентирует на изучение каждого трудового процесса как совершенно нового. Эта система недостаточно ориентирована на научно-технический прогресс.
Хотя предметная система практического обучения труду и устарела, но она может использоваться в отдельных видах внеклассной работы по технологии. Например, при изучении народных промыслов, изготовление изделий из бересты, плетение корзин, кружевоплетение, вышивка и т.д.