Отбор содержания учебного материала на основе предметной, операционной, операционно-комплексной и предметно-технологической системы производственного обучения

Системы технологического обучения заимствованы из систем трудового обучения, которые сами сформировались на основе систем производственного обучения.

Как уже отмечалось, производственный процесс, связан­ный с преобразованием материалов, имеет две стороны - тех­нологическую и трудовую. Для того, чтобы раскрыть понятие о системе технологического обучения, рассмотрим несколько под­робнее трудовую сторону этого процесса, ее составляющие. Лю­бая практическая работа по преобразованию материалов осуще­ствляется с помощью простейших, элементарных движений. Они носят название трудовых движений.

Умение правильно выполнять трудовые движения, назы­вают культурой трудовых движений. Основными показателями этой культуры являются быстрота, точность, экономичность (то есть соизмерение усилий или "мышечное" чувство, отсутствие лишних движений), координированность движений, участие в работе обеих рук.

В практическом технологическом обучении очень важно формирование этой культуры как элемента общетрудовой культуры. Трудовые движения в общем трудовом процессе складываются в рабочие приемы, то есть отдельные закончен­ные действия работающего по выполнению трудовой операции. Например, трудовая операция по выполнению чернового обтачивания цилиндрической поверхности заготовки на то-карно-винторезном станке состоит из следующих рабочих приемов: 1) взять заготовку, 2) поднести ее к патрону, 3) вста­вить в патрон, 4) закрепить заготовку в патроне, 5) включить вращение шпинделя, 6) подвести резец к заготовке, 7) обто­чить заготовку с использованием ручной подачи, 8) отвести резец, 9) выключить вращение шпинделя, 10) разжать кулачки патрона, 11) вынуть деталь из патрона, 12) отложить ее.

Мы выделили три составляющие технологического про­цесса: трудовое движение, рабочий прием и трудовая операция. Овладение трудовым процессом в результате технологического обучения предполагает усвоение указанных составляющих это­го процесса. То, как изучаются составляющие технологическогопроцесса, что берется за объект изучения, в какой последова­тельности, в какой связи они изучаются, и представляет собой систему технологического обучения. Например, если в каком-либо виде труда выделить все технологические операции и по­следовательно изучать их, то мы получим операционную сис­тему технологического обучения.

Система технологического обучения, положенная в осно­ву учебного процесса, значительно влияет на содержание учеб­ного материала и на методы обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: