Системы технологического обучения заимствованы из систем трудового обучения, которые сами сформировались на основе систем производственного обучения.
Как уже отмечалось, производственный процесс, связанный с преобразованием материалов, имеет две стороны - технологическую и трудовую. Для того, чтобы раскрыть понятие о системе технологического обучения, рассмотрим несколько подробнее трудовую сторону этого процесса, ее составляющие. Любая практическая работа по преобразованию материалов осуществляется с помощью простейших, элементарных движений. Они носят название трудовых движений.
Умение правильно выполнять трудовые движения, называют культурой трудовых движений. Основными показателями этой культуры являются быстрота, точность, экономичность (то есть соизмерение усилий или "мышечное" чувство, отсутствие лишних движений), координированность движений, участие в работе обеих рук.
В практическом технологическом обучении очень важно формирование этой культуры как элемента общетрудовой культуры. Трудовые движения в общем трудовом процессе складываются в рабочие приемы, то есть отдельные законченные действия работающего по выполнению трудовой операции. Например, трудовая операция по выполнению чернового обтачивания цилиндрической поверхности заготовки на то-карно-винторезном станке состоит из следующих рабочих приемов: 1) взять заготовку, 2) поднести ее к патрону, 3) вставить в патрон, 4) закрепить заготовку в патроне, 5) включить вращение шпинделя, 6) подвести резец к заготовке, 7) обточить заготовку с использованием ручной подачи, 8) отвести резец, 9) выключить вращение шпинделя, 10) разжать кулачки патрона, 11) вынуть деталь из патрона, 12) отложить ее.
|
|
Мы выделили три составляющие технологического процесса: трудовое движение, рабочий прием и трудовая операция. Овладение трудовым процессом в результате технологического обучения предполагает усвоение указанных составляющих этого процесса. То, как изучаются составляющие технологическогопроцесса, что берется за объект изучения, в какой последовательности, в какой связи они изучаются, и представляет собой систему технологического обучения. Например, если в каком-либо виде труда выделить все технологические операции и последовательно изучать их, то мы получим операционную систему технологического обучения.
Система технологического обучения, положенная в основу учебного процесса, значительно влияет на содержание учебного материала и на методы обучения.