Торгово-политическая система ГАТТ/ВТО

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было образовано в 1947 году 23 странами, рассчитывавшими в дальнейшем на образование постоянно действующего международного органа. В 1995 начала действовать Всемирная торговая организация (ВТО), явившаяся правопреемницей ГАТТ. В состав ВТО на данный момент входит 153 страны, а регулирование ВТО распространяется на 95% МТ.

Высший руководящий орган ВТО – Министерская конференция, которая созывается не реже одного раза в 2 года. Она принимает решения по наиболее важным вопросам, таким как:

· Прием новых стран в ВТО

· Начало нового раунда многосторонних торговых переговоров (МТП) и утверждение их повестки

В период между конференциями деятельностью ВТО руководит Генеральный совет, который состоит из послов и глав делегаций стран ВТО. Генеральный совет проводит обзоры торговой политики стран-участниц и занимается разрешением торговых споров между ними. Эти функции он делегирует двум специальным органам: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету также подчинены 3 совета:

1. по торговле товарами;

2. по торговле услугами;

3. по интеллектуальной собственности.

Кроме того, в подчинении Генерального совета находятся 3 комитета:

1. по торговле и развитию;

2. по ограничениям, связанным с торговым балансом;

3. по бюджету, финансам и административным вопросам.

В структуру ВТО входят также различные специализированные комитеты, рабочие и экспертные группы. Они занимаются подготовкой аналитических материалов и решений ВТО, касающихся:

1. защиты окружающей среды;

2. проблем РС;

3. правил конкуренции;

4. инвестиций;

5. региональных торговых соглашений и др.

Текущее обеспечение деятельности ВТО возложено на Секретариат, возглавляемый генеральным директором.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), и в соответствии с процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). Мандат РГ состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

В рамках процесса присоединения российской делегацией велись переговоры по четырем направлениям.

1. Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имели своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО.

В 2011 году был подписан итоговый протокол по присоединению России к ВТО. Его ратификация состоялась в июле 2012 г., а с августа 2012 г. Россия официально является страной ВТО.

Либерализация внешнеторгового режима вследствие вступления России в ВТО в условиях низкой конкурентоспособности российской продукции может привести к вытеснению отечественных производителей с собственного рынка зарубежными поставщиками. Сужение рынка сбыта приведет к снижению степени загрузки мощностей, что уменьшит рентабельность и еще в большей степени увеличит разрыв между ценами на российскую и импортную продукцию. Чтобы не допустить этого, необходимо повысить начальный уровень таможенного тарифа и увеличить длительность переходного периода для наиболее чувствительной в отношении конкурентоспособности продукции. Кроме того, непосредственно с момента присоединения России к ВТО ни одна пошлина снижена не будет. Это снижение будет осуществляться в течение так называемых «переходных периодов», составляющих от 5 до 7 лет для продукции различных отраслей.

Высокий уровень качества российских товаров становится важнейшим требованием в условиях присоединения к Всемирной торговой организации. Только при выполнении российскими производителями запросов мирового рынка к качеству продукции позволит им стать равноправными партнерами в международном товарообороте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: