Категория общения в психологической науке

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологичес­кого исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача вы­явления специфически психологического аспекта этой катего­рии (Б Ф. Ломов, 19S4). При этом вопрос о связи общения с де­ятельностью является принципиальным. Одним из методологи­ческих принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г. М. Андреева, 1988). Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко- как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой специфические формы совместной деятельности людей. То есть,

124 ____________________________________________________ Глава 3

общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда дея­тельность и общение рассматриваются как две стороны социально­го бытия человека; в других случаях общение понимается как эле­мент любой деятельности, а последняя рассматривается как усло­вие общения (А. Н. Леонтьев, 1965). Наконец, общение можно ин­терпретировать как особый вид деятельности (А. А. Леонтьев, 1975).

Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психоло­гических трактовок деятельности основу ее определений и категори­ально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бы-( | тия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки ка-

тегории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений «субъект—субъект(ы)». Такой подход к проблеме взаимосвязи обще­ния и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятель­ности как лишь субъект-объектного общения. В отечественной психо­логии этот подход реализуется посредством методологического прин­ципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретичес­ки и экспериментально разрабатыюемого Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат не только (и не столько) преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен дея­тельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».

В целом теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988). В монографии А. В. Бруш-линского, В. А. Поликарпова (1990) наряду с этим дано критичес­кое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.

Заканчивая краткое обсуждение категории общения, можно привести мнение В. В. Знакова: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивиру-

Психология межличностного взаимодействия _____________125

ется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели — решению конкретной задачи» (В В Знаков, 1994)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: