1. Почему несостоятелен позитивистский взгляд на историю?
2. Какое различие проводили неокантианцы между науками о природе и культуре?
3. В чем состоит сущность герменевтического подхода к истории?
4. Охарактеризуйте методологические взгляды Г. Риккерта на историю?
5. Чем отличаются исторические интерпретации от естественнонаучных?
6. Чем руководствуется историк при интерпретации событий и процессов прошлого?
7. Чем отличается современный детерминизм от классического?
8. Какие типы детерминизма применяются в истории?
9. Какие объяснения называются телеологическими и как они используются в истории?
10. В чем проявляется диалектика необходимости и случайности в истории?
11. Какую роль играют статистические законы в истории?
Глава 3. Смысл и значение истории
Представление о смысле истории впервые возникает в связи с появлением идеи прогресса в христианских пророчествах. Античному миру идея прогресса как движения к какой-то высшей цели и поиски цели в истории были явно чужды. Характеризуя историю как циклическое движение общества, мыслители той эпохи не задумывались ни о каких мистических силах истории, рассматривая общество и мир в целом так, как он представляется в непосредственном созерцании. Для них, как язычников, воспринимавших мир во всем конкретном его многообразии явлений, событий и процессов, мысли о высших и таинственных целях истории, были совершенно чужды и неприемлемы.
|
|
Религиозно-христианская идея о прогрессе и высшем смысле истории оказалась явно непригодной для ученых, но в век Просвещения она возродилась на радикально новой основе. Такой основой стал натуралистический взгляд на историю, сблизивший и даже отождествивший законы общества и объективные законы природы. Целью истории было провозглашено такое переустройство общества, которое обеспечивало бы достижение справедливости, свободы, равенства и братства между людьми. Несмотря на коренную противоположность религиозного и прогрессистского истолкования смысла истории идеологами Просвещения, между ними имеется определенное сходство. Те и другие признают движение истории к какой-то заранее установленной высшей цели. Если для прогрессистов такой целью является преобразование общества на разумных принципах свободы, равенства и справедливости, то для религиозного сознания она заключается в достижении божественных начал миропорядка и жизнеустройства.