Индивидуальная терапия трансактного анализа

Трансактный анализ применяется как в групповом, так и в индивидуальном консультировании. Рассмотрим конкретный пример индивидуальной терапии трансактным анализом в психологическом центре «Личность» [6].

Пациент - Рамиль З., 22 года. Жалобы на затруднения с речью, страх общения с другими людьми, спазмы в гортани, нехватка воздуха. Проблемы начались с раннего возраста. Мать - вспыльчивая, властная, раздражительная, своим поведением стремится обратить на себя внимание окружающих, наблюдаются частые аффектные срывы. Отец по характеру очень мягкий, безвольный, в вопросах воспитания детей целиком полагался на жену. Старшая сестра Рамиля часто подавляла его, насмехалась над его застенчивостью, с разрешения матери жестоко наказывала его за малейшие провинности. Рамиль чувствовал, что является нежеланным ребенком, и еще больше замыкался. Впервые почувствовал спазмы в горле и нехватку воздуха, когда после очередного скандала мать заявила: «Ты проклятье на нашем роду». Сестра часто обрывала его, когда он пытался возражать, такими словами, как: «Ты дурак», «Что умного ты можешь сказать».

В играх со сверстниками стремился к лидерству или полулидерству, но, приходя домой, опять ощущал подавляющую власть сестры и замыкался в себе. Уже учась в школе, когда отвечал урок, почувствовал страх сказать что-то не так, появились спазмы, стал заикаться.

С тех пор эти явления повторялись всякий раз, когда Рамиль З. пытался вступить в диалог или выступить на публике.

После беседы с клиентом, а сюда входит: первичное интервью, присоединение, сбор информации (общепринятые закономерности описаны в книге Р. Качюнаса «Основы психологического консультирования» [8]), консультант определяет модель мира клиента, его фиксированную установку, жизненный сценарий, куда входят: анализ детства, сказки, фантазии клиента, детские впечатления, отношения с матерью и другими парентальными фигурами, ранние решения, запреты, разрешения.

Вместе с Рамилем терапевт анализирует его ранние детские впечатления, сопоставляет их с его сегодняшними переживаниями и поведением, в результате чего у клиента происходит ряд катарсисов с осознанием и пониманием корней своих проблем.

Важно также отметить, что во время сеансов индивидуальной психотерапии применяется недирективная эриксоновская терапия[3]. Идет работа с метафорами изменения, при этом учитываются интересы клиента, его профессия, хобби, навыки. Применяя метафоры, терапевт использует речевые обороты клиента, его слова. С самого начала психотерапевт стремится заключить с клиентом контракт Взрослого типа, учитывая объективные потребности клиента.

Терапевт: Что Вы хотите для себя?

Р.З.: Хочу избавиться от страхов, любить жизнь, свободно выражать свои мысли, потребности, желания и уметь их реализовывать.

Терапевт: Что надо для этого сделать?

Р.З.: Разрешить себе это делать.

Терапевт: Что Вы хотите от себя?

Р.З.: Принять мир таким как он есть, быть равноправным членом общества.

Терапевт: Что Вы ожидаете от терапевта?

Р.З.: Сотрудничества, компетентных рекомендаций.

Это, по существу, контракт между Взрослым и Взрослым. И психотерапевт, и клиент знают, ради чего они работают и ясно представляют себе, каким образом должен измениться клиент.

Следующим этапом работы будет анализ жизненного сценария Рамиля З.

В.В. Макаров внес в трансактный анализ свою модель формирования жизненного сценария, который метафорически представлен в виде дерева.

После построения «дерева Макарова», полезным способом концептуализации состояний эго является составление диаграмм[10].

Психотерапевт просит клиента составить эгограмму, идея которой заключается в том, чтобы нарисовать столбик над названием каждого эго-состояния. Высота столбика указывает на то, сколько времени человек находится в каждой функциональной части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: