Индивидуальные результаты исследования

стратегий поведения в конфликтной ситуации

Стратегии поведения в конфликтной ситуации Характерные проявления доминирующей стратегии поведения при разрешении конфликта
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессиональной) деятельности
Сотрудничество      
Соперничество      
Компромисс      
Избегание      
Приспособление      

Рекомендации по управлению конфликтом

Правила разрешения конфликта:

1. Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации.

2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера, к участникам конфликта.

3. Полезно знать закономерности развития конфликтной ситуации. Он проходит три стадии: воз­никновение напряженности в отношениях как предвестник конфликта; отдельные стычки между участниками конфликта; разрешение конфликта.

4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторо­нам – «инициатору» и «обвиняемому» - при тщательном выяснении целей «ини­циатора». Пример целей конфликта: деловые, самоут-верждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т.д.

5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную, конструктивную роль, что особенно важно при педагогических конфликтах, поскольку они имеют воспитательное воздействие.

Основные конструктивные последствия конфликта:

1. Разрешение конфликта способом, устраивающим всех его участ-ников.

2. Совместно принятое конфликтующими сторонами разрешение конфликта.

3. Приобретение опыта сотрудничества при решении спорных вопро-сов и возможность его использования в будущем.

4. Установление взаимоотношений сотрудничества и компромисса между сторонами конфликта.

Основные деструктивные последствия конфликта:

1. Чувство обиды, неудовлетворенности, снижение мотивации учеб-ной или трудовой совместной деятельности.

2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

3. Непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтую-щими сторонами.


[1] Психология: Слов. Указ. соч. С. 352.

[2] См.: Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. С. 84.

[3] См.: Там же. С. 3.

[4] См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 417.

[5] См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. С. 26.

[6] См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 10.

[7] См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 167 – 168.

[8] См.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. С. 374.

[9] См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995.

[10] См.: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. СПб., 1997. С. 176.

[11] См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 124 – 134.

[12] Психология: Слов. Указ. соч. С. 174.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: