стратегий поведения в конфликтной ситуации
Стратегии поведения в конфликтной ситуации | Характерные проявления доминирующей стратегии поведения при разрешении конфликта | ||
в обыденном поведении | в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) | в учебной (профессиональной) деятельности | |
Сотрудничество | |||
Соперничество | |||
Компромисс | |||
Избегание | |||
Приспособление |
Рекомендации по управлению конфликтом
Правила разрешения конфликта:
1. Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации.
2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера, к участникам конфликта.
3. Полезно знать закономерности развития конфликтной ситуации. Он проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях как предвестник конфликта; отдельные стычки между участниками конфликта; разрешение конфликта.
|
|
4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам – «инициатору» и «обвиняемому» - при тщательном выяснении целей «инициатора». Пример целей конфликта: деловые, самоут-верждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т.д.
5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную, конструктивную роль, что особенно важно при педагогических конфликтах, поскольку они имеют воспитательное воздействие.
Основные конструктивные последствия конфликта:
1. Разрешение конфликта способом, устраивающим всех его участ-ников.
2. Совместно принятое конфликтующими сторонами разрешение конфликта.
3. Приобретение опыта сотрудничества при решении спорных вопро-сов и возможность его использования в будущем.
4. Установление взаимоотношений сотрудничества и компромисса между сторонами конфликта.
Основные деструктивные последствия конфликта:
1. Чувство обиды, неудовлетворенности, снижение мотивации учеб-ной или трудовой совместной деятельности.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтую-щими сторонами.
[1] Психология: Слов. Указ. соч. С. 352.
[2] См.: Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. С. 84.
[3] См.: Там же. С. 3.
[4] См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 417.
[5] См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. С. 26.
[6] См.: Психология: Слов. Указ. соч. С. 10.
[7] См.: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 167 – 168.
|
|
[8] См.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. С. 374.
[9] См.: Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995.
[10] См.: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. СПб., 1997. С. 176.
[11] См.: Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 124 – 134.
[12] Психология: Слов. Указ. соч. С. 174.