Буквальное отношение к Шестодневу

Следует отметить, что буквальное понимание шести дней творения содержится в Библии: Да сохранят сынове Израилевы субботы держати я в роды их; Завет вечен во Мне и в сынех Израилевых, знамение есть во Мне вечное; яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в седьмый же день преста и почи (Исх. 31, 16–17).

В согласии со Словом Божиим, святоотеческое церковное Предание однозначно стоит на буквальном принятии библейского повествования о творении мiра в шесть дней.

Преподобный Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по Писанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не значащие, или означающие нечто иное» [41, с. 210].

Блаженный Августин в трактате с примечательным названием: «О книге Бытия, буквально» писал: «Итак, слова: В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1) могут быть предметом исследования с следующих сторон: надобно ли понимать их только в смысле историческом, или же они означают что-либо и иносказательно, как они согласны с Евангелием и по какой причине книга Бытия так начинается. В историческом, далее, смысле возможен вопрос, что значит в начале, т. е. в начале ли времени, или в Начале – в самой Премудрости Божией» [2, с. 99].

Святитель Василий Великий: «Состояние в мiре, предшествовавшее сотворению света, была не ночь, но тьма; а что стало отлично от дня, то названо ночью; сему и наименование дано после дня. И так бысть вечер, и бысть утро (Быт. 1, 5). Пророк разумеет продолжение дня и ночи» [19, с. 35].

Святитель Григорий Богослов: «Первое творение начинается днем недельным (а сие видно из того, что седьмый от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начинается опять тем же днем» [24, Т. 1, с. 657].

Святитель Афанасий Великий: «Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и нарече Бог день; во второй создана твердь; в третий Бог, собирая воедино воды, явил сушу и произвел на ней различные плоды; в четвертый сотворил Солнце и Луну и весь звездный сонм; в пятый создал животных в море и птиц в воздухе, в шестой сотворил четвероногих, живущих на земле, и наконец человека» [8, Т. 2, с. 287].

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда кончил Бог украшение неба, усеяв его звездами и сотворив два светила великия, то положил конец дню и говорит: бысть вечер, бысть утро, день четвертый (Быт. 1, 19). Смотри, как он говорит это о каждом дне, чтобы частым повторением учения укрепить в нашем уме Божественные догматы» [52, с. 47].

Тот же святитель писал: «Солнце Бог потому и создал в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день... Прошло три дня до сотворения солнца... То же самое можно сказать и о меньшем из светил, то есть луне: прошло три ночи до ее сотворения» [52, с. 45].

Говоря о шестом дне творения, святитель отмечал: «Вся тварь в течение пяти дней созидаема была одним словом и повелением» [52, с. 60].

Святитель Филарет Московский: «Дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий творческой силы, совершившихся в определенное время» [156, с. 4].

Святитель Димитрий Ростовский: «Когда воссиял свет во тьме безденной, Бог разделил свет и тьму и назвал свет днем, а тьму – ночью; и это был первый день, который мы называем неделею (воскресеньем), и первый месяц, впоследствии названный мартом, и число этого месяца первое... И во второй день, называемый нами ныне понедельником, произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных... В третий день, называемый нами вторником, собрав воды во едино место, Он явил сушу и назвал ее землею; и создал ее способной произрастать семена и всякую траву и расти деревья. В четвертый день, который мы называем средой, сотворил на небе два великих светила – солнце и луну, а также и звезды. В пятый день, называемый нами четвергом, создал рыб и гад водных и произвел птиц. В шестой, соответствующий нашей пятнице, Он создал зверей, скотов и гады земные по роду их; после же всех тварей создал Адама и Еву и ввел их в рай. В седьмой же день Бог почил от всех дел Своих, и назван был день этот субботой, то есть покоем, ибо почил в этот день Создатель от всех дел Своих и освятил его, как об этом пишется в книге Бытия во II главе» [37, с. 11–12].

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Примечали ли вы, братия, с какою постепенностью Господь Бог творил этот видимый нами мiр?.. Сначала Он сотворил жидкое, водообразное и необразованное вещество мiра из ничего, а потом – из этого вещества – произвел и устроил в шесть дней весь мiр со всеми тварями, в нем находящимися. В первый день произвел Он свет: “ибо великому Свету, т. е. Богу”, говорит св. Григорий Богослов, “прилично было начать мiроздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестроение и беспорядок”; во второй – твердь со всем множеством огромных шаров, тогда еще темных, отдаленных друг от друга безмерным расстоянием и воздушное пространство, окружающее землю; в третий – воду, покрывавшую кругом всю землю, отделил от земли, повелев ей уйти в нарочито образованные вместилища или углубления в земле и в этот же день повелел земле произрастить все роды деревьев плодоносных и бесплодных, все земляные плоды, все злаки и цветы; в четвертый – дал солнцу свет и теплоту для освящения и согревания земли с ее тварями, также – свет звездам; в пятый – повелел воде произвести из себя рыб и птиц... Теперь будем говорить о шестом и последнем дне творения, в который созданы животные земные и человек – венец творения» [58, с. 80–81].

Отметим также, что буквальное понимание дней библейского Шестоднева отражено в Православном катехизисе:

«В начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразованна и пуста. Потом Бог постепенно произвел:

В первый день мiра, свет,

Во второй день, твердь, или видимое небо.

В третий, вместилища вод на земле, сушу и растения.

В четвертый, солнце, луну и звезды.

В пятый, рыб и птиц.

В шестый, животных четвероногих живущих на суше, и наконец человека. Человеком творение кончилось, и в седьмый день Бог почил от всех дел Своих. От сего седьмый день назван субботою, что с еврейского языка означает покой» [159, с. 30].

Во второй стихире на «Господи, воззвах» Недели Святых Отец VII Вселенского Собора Церковь воспевает: «Закона Писание детем еврейским положи честную седмицу, сени придержащимся и служащим сей, юже отцы, стекшеся на Седмом Соборе, манием Божиим, в шести днех все сие совершившего и седмый благословившего, честнейшую соделаша, предел веры изложивше» [101, Октябрь]; или по-русски: «Законное Писание еврейским детям, содержащимся в (ветхозаветной) тени и служащим ей, положило честную седмицу, которую отцы, собравшись на Седьмом Соборе по мановению Бога, сотворившего все в шесть дней и седьмой (день) благословившего, соделали честнейшей, изложив определение веры».

Во всех приведенных святоотеческих высказываниях с очевидностью говорится о Шестодневе, как шести привычных нам днях. Если вообще допустимо трактовать библейский Шестоднев аллегорически, то такое толкование не должно отрицать главный буквальный смысл повествования пророка Моисея.

Эволюционистская трактовка библейской творческой седмицы, напротив, постоянно повторяет о каких-то «периодах», «фазах», «качественных интервалах» неопределенной длительности. Эволюционистское понимание Шестоднева никогда не бывает буквальным, но вопреки церковной традиции всегда толкуется условно, относительно, аллегорически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: