Человек сотворен из праха – или из другого вида?

Согласно православной традиции, совершенно невозможно допустить крещение, причащение или участие в иных церковных таинствах не человека, а любого другого животного кроме потомков Адама. Если бы подобное предложение было кем-то всерьез высказано, то оно было бы воспринято благочестивыми людьми как кощунство и осквернение святыни. Евангелие впрямую запрещает давать святая псом (Мф. 7, 6).

За всех без исключения людей, потомков Адама, Сын Человеческий пролил на Голгофе Свою божественную кровь. Для всех потомков Адама Он сделался Спасителем и Искупителем. Всех людей Он призвал в Свою Церковь, чтобы насытить Своим телом и напоить Своей спасительной кровью. Все люди призваны Господом через святое крещение стать членами тела Его (Еф. 5, 30).

Теория эволюции, напротив, утверждает, что человек имел предков животного происхождения. Адам как первый человек имел, стало быть, прямых кровных предков среди представителей других видов, причем начиная от высших обезьянообразных существ, и кончая низшими, вплоть до простейших одноклеточных организмов.

Но если принять такое эволюционистское учение о наличии животных предков у первого человека Адама, вполне уместным окажется вопрос: Искуплена ли вся эта «родня» кровью Христовой? Вопрос этот, очевидно, имеет принципиальное догматическое и каноническое церковное значение. Если родословие спасенных прерывается на Адаме – требуется ответить, почему спасительная жертва Христова не простирается на его «родителей» и более далеких «предков».

Принятие же утверждения о том, что кровь Христа Спасителя была пролита буквально за всех Адамовых «предков» означает кощунственный призыв к причащению во время Святой Евхаристии не только людей, но и животных.

Третьего выхода теория эволюции не дает: либо Адам за какие-то заслуги оказался таким счастливчиком, что на него последнего в бесконечной цепи родословия распространилась спасительная благодать жертвы Христовой -либо все предки Адама в равной степени с его потомками достойны участия в церковных таинствах.

И то и другое предположение абсурдно и нелепо.

Подобного противоречия не знает православная богословская традиция, согласно которой у Адама никаких предков не было, но он был сотворен Богом не из других видов, а из праха земного, по-еврейски – (афар мин-адама).

Святитель Иоанн Златоуст: «Бог берет не просто землю, но персть, тончайшую так сказать часть земли, и эту самую персть от земли Своим повелением превращает в тело» [52, с. 103].

Святитель Григорий Богослов: «Так рекло Слово, и взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ» [цит. по 120, с. 474].

Блаженный Феодорит Киррский: «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл его изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий пророк замечает, что другие твари Бог всяческих создал словом, а человека образовал Своими руками... Мы не говорим, что Божество имеет руки, но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие» [цит. по 119, с. 87].

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Хотя рождение тел от тел и чудесно, но, впрочем, возможно. А что персть земная сделалась человеком, это чудеснее; что безобразная грязь получает оболочки и свет глаз, это чудеснее, что из единообразной персти рождается и крепость костей, и нежное легкое, и прочие разновидные члены, это чудесно. Что одушевленная грязь обходит вселенную, сама двигается, устрояет, это чудесно, что грязь учит, и говорит, и строит, и царствует, это чудесно. Несмысленные иудеи! Откуда Адам родился? Не Бог ли, персть взем от земли, образовал сие чудное творение?» [68, с. 171].

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Неизвестны факты перехода обезьяны в человека. Бывает скорее обратное в порядке вырождения» [85, с. 41–42].

Иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Учение о том, что Адам был создан не из праха, а путем развития из какой-то другой твари, – это новое учение, совершенно чуждое Православию» [120, с. 479].

Такой честный и четкий диагноз представляется нам очень важным при определении духовного здоровья и веры современных христиан. Ересь эволюционизма под видом наукообразия с самого детства из школы и телевизора внедряется в умы всех людей, и даже тот, кто хочет быть сегодня добрым христианином, невольно несет в себе следы такого антихристова воздействия. Но учение Церкви непреложно.

Преподобный Серафим Саровский: «Все три сии части нашего естества (то есть дух, душа и тело) созданы были из персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на Земле одушевленным Божиим созданиям» [121, с. 233]. Выражение «животное существо» следует однозначно воспринимать как «живое существо», то есть имеющее «живот» или «жизнь». Юрий Максимов, полемизируя с эволюционистами, в сборнике «Шестоднев против эволюции» [166, с. 130–131] обратил внимание на то, что слово «животное» в устах преп. Серафима является именем прилагательным, так что никак не утверждает «родства» человека с прочими тварями.

Библейское учение о сотворении человека из праха земного осмысленно Святыми Отцами в различных планах [166].

Оно осмысленно литургически.

В Икосе заупокойного канона Церковь поет: «Сам Един еси безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши» [136, с. 183].

Учение о сотворении человека из праха научает нас кротости и смирению, так что оно осмыслено Святыми Отцами этически.

Святитель Иоанн Златоуст: «И созда, говорит, Бог человека, персть взем от земли (Быт. 2, 7). Отсюда вытекает, если будем внимательны, немаловажный урок смирения. Когда подумаем, из чего первоначально образовано наше тело, то сколько бы мы не насупливали бровей – должны принизиться, смириться; размышляя о природе своей, мы научаемся скромности» [52, с. 99].

Учение это осмыслено экзегетически.

Святитель Иоанн Златоуст: «Сказано не просто: взял землю, но – персть, то, что, так сказать, в самой земле всего легче и ничтожнее. Это кажется тебе необычайным и странным? Но если помыслишь, кто – Творец, то уже не будешь не верить событию, а подивишься и преклонишься перед могуществом Создателя. Если же вздумаешь судить об этом по соображениям слабого ума своего, то, верно, придешь к такой мысли, что из земли никогда не может быть тела человеческого, но будет или кирпич, или черепица, только не такое тело» [52, с. 98].

Учение о сотворении Адама из праха осмыслено апологетически.

Святитель Иоанн Златоуст: «Бог создал человека, взяв персть от земли. Блаженны надежды христиан, если мы уразумеваем то, что слышим. Почему не сказано: “взял ком земли”? Создал Бог такое тело, и не нуждается даже в коме земли, а взял персть? Бог предвидел будущее, как настоящее. Так как Он предвидел, что человек должен умереть и превратиться в прах, то Он в самом творении наперед указал надежду воскресения. Он берет персть от земли, дабы ты, когда увидишь в гробу прах, знал, что Тот, Кто создал то, воскресит и это» [55, с. 789].

Святой мученик Иустин Философ: «Если Бог смог из земли создать человеческое тело, то тем более Он сможет воссоздать его, распавшееся в ту же землю, заново» [цит. по 166, с. 142].

Наконец, учение о сотворении человека из праха осмыслено Святыми Отцами догматически.

Святитель Афанасий Великий: «Хотя один Адам создан из земли, но в нем были основания к преемству целого рода» [8, Т. 2, с. 325].

Так, ветхозаветное свидетельство о творении Адама непосредственно из праха земного находит убедительное подтверждение в Евангелии: Господь Иисус Христос плюну на землю и сотвори брение от плюновения и помаза очи брением слепому (Ин. 9, 6).

Святитель Фотий так поясняет это действие Спасителя: «Почему Владыка исцелил глаза слепого, воспользовавшись брением, а не иным способом? Чтобы привести к несомнительной вере разум тех, кто недоумевает, как первый человек был создан из праха, поскольку нет ни очевидца, ни свидетеля такого творения. Ведь сотворение самой драгоценной части человеческого тела, совершенное на виду у всех, дает великую силу и опору для того, чтобы не сомневаться также и относительно остального тела, при создании которого никакого зрителя не присутствовало... Одновременно же появляется и то, что Бог, ныне пребывающий в человеческом облике и превративший прах в естество глаза, есть Тот же, Кто некогда созидал человека из праха вместе с Отцом» [161, с. 95].

Священномученик Ириней Лионский писал созвучно: «Из какой земли Господь образовал брение, из той, очевидно, и в начале человека создал. Было бы несообразно, если бы глаза были созданы из одного, а остальное тело из другого, как несообразно то, чтобы один создал тело, а другой – глаза» [61, с. 479].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: