История грехопадения (Быт. 3)

Святитель Афанасий Великий: «В саду началось страдание Христово, ибо в раю пал Адам. Христос вкушает желчь, дабы уврачевать сладость горького удовольствия Адамова; поражается копием в ребра, дабы исцелить ребро Адама» [цит. по 135, с. 5].

Святитель Григорий Богослов: «Для сего и древо против древа и руки – против руки; руки, говорю, мужественно простертые, против руки, простертой невоздержанием. Для сего вознесение (на крест) против падения, желчь – против сладости, смерть – против смерти, воскресение – для воскресения» [там же, с. 5–6].

Святитель Амвросий Медиоланский: «Каково таинство закона: первый человек пал по совету жены: второй, рождшийся от Девы, возставил падшего. Зло от жены, и благо от жены. Евою преданы мы рабству, чрез Марию освобождены. Евою низведены до земли, Мариею возводимся к небу. Ева подвергла нас осуждению чрез плод древа: Мария избавила нас даром древа, ибо Христос повешен на древе как плод. Древом мы умерли, древом ожили. Древо открыло нашу наготу, древо же покрыло нас листвием всепрощения. Древо породило терния и волчцы, древо произвело упование и спасение» [там же, с. 6].

Святитель Иоанн Златоуст: «Чем победил человека диавол, тем же преодолел его Христос; взяв его орудия, Он ими и победил его... Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо рая; смертию было наказание Адама. Но вот, опять дева, древо и смерть; эти знаки поражения сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо древа познания добра и зла – древо креста; вместо смерти Адама – смерть Христова.

Чем победил диавол, тем и сам побеждается. Чрез древо поразил диавол Адама; чрез крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда. И опять, то древо укрыло пленника обнаженнаго; это же древо с высоты открыло всем Победителя обнаженнаго. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нея, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нея» [там же, с. 6].

Октоих гл. 2., Нед. Утр. кан. 2, песнь 5, тропарь 1:

«Постити отвергийся Адам, вкушает смертоноснаго древа первый: но сего грех потребляет Распныйся вторый», или по-русски: «Первый Адам, отказавшийся от поста, вкушает от смертоносного древа; но его грех заглаживает распятием второй (Адам – Христос)».

***

Мы видим, что богословской и литургической традицией Православной Церкви первозданный Адам осмыслен как прообраз Христа. При этом несомненным оказывается то, что Адам воспринимается всеми Святыми Отцами как реальная историческая личность. Тот факт, что многие события из жизни нашего праотца осмысливаются Церковью как символические и прообразовательные по отношению к Иисусу Христу, нисколько не пошатывают веры в историчность Адама.

Таким образом, желание эволюционистов отрицать библейское свидетельство об историческом реальном существовании первого Адама равнозначна подрыву всего стройного здания православного догматического учения, и вместе с тем – отметанию литургического наследия Церкви, воспевающего Христа как Второго Адама.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: