Задания

Определите, где высказывание относится к рационализму(онтологическому, гносеологическому, этическому), а где к сенсуализму.

а) Мысли – это продукт обработки чувств (Локк)

б) Следует признать, что человеку присуща врожденная способность мыслить. Он в состоянии выявить основные глубинные знания о мире, заложенные богом или природой. Найдя, придумав или открыв эти знания, мы можем все остальное вывести из них по законам логики, а уж потом при помощи эксперимента или наблюдения проверить, насколько они применимы к миру. Главное выводить знания друг из друга, шаг за шагом, последовательно, ничего не пропуская.

в) знание, имеющее необходимый и всеобщий характер, обретается исключительно благодаря разуму, который выступает одновременно и критерием его истинности

г) нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущении

д) Гегель. Начало и сущность мира абсолютная идея или абсолютный разум. Мир – внешнее выражение мысли, а познание мира становится самопознанием, т.е. постижением мыслью собственного содержания.

е) Каждый нормальный человек на вопрос, откуда известно, что раза красная и прекрасно пахнет, сошлется на свои ощущения. Я вижу, скажет он, красный цветок и ощущаю его аромат. Следовательно, ощущения – подлинный источник знаний.

ж) Д. Юм сводил познание к впечатлениям, считая содержание сознания (или «идеи») их простым воспроизведением

з) Гоббс познание представляет как сложение и вычитание отдельных мыслей. Отсюда единственным научным методом познавательной деятельности может быть лишь математический метод, опирающийся на сложение и вычитание

и) знания должны быть общезначимыми, доказуемыми, передаваемыми. Но такие знания дает только разум, следовательно, он – источник знания, а опыт лишь позволяет проявиться истинам разума.

к)попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее

л) Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми он может оперировать по правилам дедукции

Тесты

1.Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;

б) формирование наук, в первую очередь, естественных;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем народного революционного движения.

2. По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это:

а) развитие человеческого духа и знаний о мире;

б) достижение славы и власти;

в) общественная польза и улучшение жизни людей;

г) окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.

3.По мнению большинства историков философии Ф. Бэкон является родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма; г) позитивизма и прагматизма.

4. По Ф. Бэкону, эмпирия – это:

а) опыт, опирающийся на эксперимент;

б) изолированное чувственное восприятие; в) форма, присущая самой вещи;

г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

5. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция.

6. По мысли Декарта, «материя» и «духовная субстанция»:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной исключает существование другой.

7. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный анализ.

8. Для Декарта оно не нуждается «… ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это:

а) абсолютное содержание; б) реальное существование;

в) мыслящее Я; г) очевидное явление.

9. Родоначальником либерализма в философии Нового времени является…

а) Джон Локк б) Бенедикт Спиноза в) Томас Гоббс г) Бернард Мандевиль

9. Монада» в учении Г.В. Лейбница – это:

а) единая субстанция б) простая субстанция

в) духовный модус г) объективная акциденция

10. Между монадами Г.В. Лейбница существует:

а) множество отношений; б) гармония

б) полное отсутствие отношений; в) постоянная борьба

11.Монады высшей степени развития или монады-духи в учении Г.В. Лейбница способны к:

а) рефлексии; б) перцепции в) апперцепции г) индукции

12. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие:

а)перцепцией б)апперцепцией в)перцепцией и апперцепцией

г) ощущениями и ясными представлениями

13. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме …»

а) самих чувств б) самого разума в) случайного г) эмпирического

14. По мнению Лейбница, наукой о «всех возможных мирах является:

а) философия б) физика в) логика г) этика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: