Определения политической культуры

Большое значение для правильного понимания политических процессов в обществе имеет изучение политической культуры.

Дадим ее предварительное определение – это часть духовной культуры общества, связанная с политическими процессами и общественно-политическими институтами.

Можно сказать так: политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической деятельности. Ценности и нормы политической культуры имеют решающее значение для жизнеспособности и сохранения единства любой политической системы, так как они формируют приверженность широких масс населения этой системе. Она оказывает влияние на формы и развитие политических институтов, обусловливает поведение широких масс населения, принятие или непринятие ими решений политических лидеров.

Например, массовая политическая культура в России такова, что люди соглашаются на так называемое «ручное управление», когда все реальные властные функции сосредоточены в руках одного лидера, отсутствует реальная оппозиция и свободное публичное обсуждение важнейших политических вопросов. Считается, что лидеру виднее, как управлять страной и какие решения принимать.

А для массовой культуры европейских стран такое положение дел вызвало бы недоумение. Поэтому в Европе, даже если на какое-то время устанавливаются режимы, когда лидер почти единолично принимает решения, важные для всей страны, то с уходом такого лидера или его смертью, быстро восстанавливается обычное положение дел: оппозиция, дискуссии между лидерами и партиями по поводу их программ, на выборах соотношение голосов у главных политических партий близко к соотношению «пятьдесят на пятьдесят» и т.д. В России, наоборот, после коротких периодов так называемой демократизации, свободных дискуссий, «оттепелей» снова и надолго устанавливается прежнее положение дел, которое кратко можно определить как ситуацию моновласти.

Политическая культура всегда привлекала внимание политических мыслителей. Ее разные стороны рассматривали в свое время Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье. Исследованиям политической культуры уделяют внимание и в наши дни многие представители политической науки в нашей стране и за рубежом.

Рассмотрим происхождение понятия «политическая культура». Это понятие возникает в рамках западной политической традиции. Впервые словосочетание «политическая культура» встречается в труде немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791). Однако систематическое употребление понятия «политическая культура», его вхождение в научный оборот произойдет значительно позднее. Теория политической культуры сформировалась только в конце 50-х – начале 60-х гг. XX столетия.

В российской политической литературе понятие «политической культуры» встречается у историка В.И. Герье (70-е гг. XIX в.). В дальнейшем эта категория активно использовалась в политико-социологических и культурологических исследованиях западных авторов (М. Вебер, О. Шпенглер и др.), а также отечественных (Н.Я. Данилевский, В.О. Ключевский, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев и др.). Широко использовалась политико-культурная концепция и марксистами.

Толчком к развернутым исследования политической культуры послужило сравнительное изучение политических систем после окончания Второй мировой войны. Политологи задались вопросом, почему одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, когда их переносят на другую почву, – например, из Америки в Азию – не работают вообще? Удастся ли в конечном счете американцам насадить демократию в Ираке, опираясь на свое военное присутствие, подобно тому как удалось вести конституцию по американскому образцу в Японии после Второй мировой войны?

Политологи пришли к выводу, что соответствующие системы и институты начинают действовать лишь тогда, когда они введены в адекватный им культурный контекст, а социальные группы и общности обладают соответствующими культурными характеристиками.

Пионером использования понятия «политическая культура» в современной политической науке считают американского политолога Габриэля Алмонда. В 1956 году вышла его статья «Сравнительные политические системы» с использованием данного понятия, и с этого собственно начинается история рассматриваемого понятия. Единомышленником Г. Алмонда является американский политолог С. Верба, который стал соавтором ряда его работ. Весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли А. Липсет, Л. Пай, В. Ки, Р. Макридис, В. Нойман, Д. Каванаха, Д. Марвик, К. Фон Бойм, Р. Роуз, М. Крозье и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: