Факторы, определяющие содержание политической культуры

Политическая культура – многосложный комплекс. В нем представлены различные уровни и типы культуры: личностный, групповой, классовый, регионально-национальный. Поэтому наряду с культурой общества выделяют политические субкультуры, то есть политические культуры отдельных общественных групп. Но политическая культура общества в целом не есть механическая сумма политических субкультур. Она вбирает в себя только наиболее устойчивые, типичные признаки, которые характерны для основной массы населения, т.е. политические стереотипы, которые преобладают в данном обществе. А каждая политическая субкультура включает в себя моменты, которые характерны для политической культуры общества в целом, и то специфическое, что отличает данную субкультуру.

Особенности субкультур обусловлены различным положением общественных групп в экономической и социальной структуре общества, различиями этническими, расовыми, религиозными, образовательными, половозрастными и другими признаками. Так в российском обществе отчетливо видятся субкультуры молодежи и людей зрелого возраста, так называемой номенклатуры, а также научной и художественной интеллигенции, партий, национальных групп. Ясно, что политические субкультуры могут не совпадать по своим характеристикам, но субкультуры нельзя разделять по принципу «лучше – хуже», «выше – ниже», они просто разные, каждая обусловлена своими особенностями. Их можно сравнить с цветами радуги.

Политические субкультуры играют наибольшую роль в жизни многонациональных государств, в странах и обществах с развитыми сепаратистскими традициями и порождаемым ими массовым чувством отчуждения.

Различные политические субкультуры могут спокойно уживаться друг с другом, взаимодействовать в рамках единой для общества политической культуры. И такое единство положительно сказывается на стабильности общества.

Существование в обществе развитых политических субкультур может оказаться для него миной замедленного действия, способной вызвать мощный взрыв в период перехода от одной фазы эволюции к другой, тем более в периоды революционных изменений. Подтверждение тому – процессы в бывших государствах, например, Советском Союзе, Чехословакии, Югославии, отчасти – Великобритании, где проблема Северной Ирландии уже много лет продолжает оставаться нерешенной.

При появлении серьезных разногласий, несовпадении интересов субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной политической культуры. Она характеризуется утерей общих идеалов и ценностей, преобладанием национализма, группового эгоизма. Стабильность политической жизни предполагает соответствие политической культуры и политической системы общества. Когда такого соответствия нет, среди различных общественных групп возникает политическая апатия, враждебность.

В социально неоднородном обществе может существовать и контркультура, направленная против господствующих отношений и играющая роль «возмутителя спокойствия». Так часто происходит в обществах, которые разделены на кланы, причем один из кланов является господствующим, а другие находятся на периферии политической жизни. Так происходит в среднеазиатских республиках – Кыргызстане, Узбекистане, в Чечне.

Следует иметь в виду, что наличие и распространение контркультуры как целостного образования, а не как отдельных остаточных явлений – признак довольно глубокого кризиса культуры общества, неудовлетворенности части людей (чаще всего молодежи) предлагаемой данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения.

Нельзя сказать, что общество ничего не может заимствовать у контркультуры. Обладая социальным иммунитетом и селективной способностью (т.е. избирательной способностью, способностью выделять нечто необходимое из общего ряда), культура общества может воспринимать отдельные элементы контркультуры, которые могли бы помочь ответить на вопросы, имеющиеся у общества.

Политическая культура – продукт естественноисторического развития. Конечно, общество или группа стремится сформировать ее, исходя из определенных целей и задач. Но действие стихийных социальных и политических сил вносит в этот процесс свои коррективы, так что получаемый «на выходе» продукт может существенно отличаться от замысла. Большую роль в формировании политической культуры на национальном уровне играют геополитическое положение страны, социальная и политическая структура общества, характер общественных отношений, политические традиции, особенности национальной психологии.

На формирование политической культуры огромное влияние оказывает государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов. Государство разрабатывает законодательные нормы, определяющие политическое поведение граждан, формирует и закрепляет национальные политические символы и т.д. Роль государства возрастает там, где оно непосредственно включается в процесс манипулирования массовым сознанием, как это имеет место при тоталитарных и некоторых авторитарных режимах. Очевидно, что засилье развлекательных низкопробных программ в российских средствах массовой коммуникации: на телевидении, в прессе – все эти «Кривое зеркало», «Аншлаг», «Кто хочет стать миллионером?», «Дом-2» – есть результат определенной государственной политики.

Наряду с государством – а в определенных ситуациях в тесном взаимодействии с ним, как это было в том же СССР, – в формировании политической культуры участвуютобщественные организации, в первую очередьполитические партии. Они закладывают ориентиры политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объединениям и партийной системе.

Участвует в создании политической культуры и церковь. Особенно велика ее роль в странах, где большинство граждан – верующие.

Большее или меньшее влияние на формирование политической культуры оказывают, конечно, религии: христианство (католицизм в Италии, Испании, Польше, православие в дореволюционной России), буддизм в Индии и Шри-Ланке, синтоизм в Японии, конфуцианство в Китае.

В последнее десятилетие заметно возросла роль средств массовой информации, выступающих в роли средств массового манипулирования. Именно пресса формирует многие расхожие убеждения, установки, стереотипы, определяющие наше политическое сознание и поведение.

Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, какделовая община (сообщество бизнесменов), академическая община (сообщество ученых) и, естественно,армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (Россия, Германия) именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориентации, как единоначалие, действие «по команде», акцент на использование силовых методов решения проблем.

Названные выше силы не только формируют политическую культуру, но и участвуют в процессе политической социализации, то есть внедрении ценностей и норм политической культуры в сознание граждан в качестве якобы сознательно выбираемых. Однако это происходит на поздних стадиях социализации, когда эмоционально-психологические основы многих моделей поведения уже заложены в сознание человека, и происходит это прежде всего в семье. Подробно об этом будет сказано в седьмой главе.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. Они связаны с ее двойственным характером: с одной стороны она принадлежностью к миру культуры, а с другой – к миру политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: