Законы и функции политики

Политика как сложное явление развивается по своим законам[2]. Законы политики характеризуют наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти, взаимоотношений субъектов политики. В зависимости от степени их проявления законы можно условно разделить на две группы (внутренние и внешние).

Внутренние – закономерности, действующие внутри политической сферы общественной жизни, характеризующие сущность и проявления политической власти, деятельность субъектов политики или политических институтов.

К числу таких законов относится, например, основной закон революции. Социальная революция – это качественный скачок в развитии общества, в ходе которого происходит трансформация всех сфер общественной жизни (а не только политической) и осуществляется замена одного общественного строя другим. Но социальные революции (в отличие от современных «цветных» революций) не делаются по заказу из вне, а вызревают самостоятельно в силу объективно сложившихся социальных противоречий. Опыт многих буржуазных, социалистических и национально-демократических революций показывает, что для проведения революции нужна совокупность как объективных факторов (революционная ситуация), так и субъективных (наличие политического лидера или партии, способных повести за собой широкие массы населения, готовность самих масс на проведение революции, наличие средств завоевания власти и др.).

Примером внутреннего закона политики может служить и закон 2/3, который наиболее ярко проявляется в большинстве современных демократических стран во время выборов органов власти. Дело в том, что в демократических странах по отношению к власти население условно делится на три группы. Первая группа (примерно одна треть) – это граждане, которые в силу разных причин поддерживают существующую в стране власть и отдают свои голоса во время выборов кандидатам от власти. Вторая группа (тоже одна треть) отдают свои голоса представителям оппозиционных сил. Третья группа (ещё одна треть) – это так называемое «болото», т. е. граждане, которые слабо разбираются в политических вопросах, не имеют чёткой и определённой политической ориентации. Но именно от них и зависит исход выборов, кому отдадут свои голоса эти избиратели. Таким образом, борьба на выборах идёт за голоса «болота». Кто сможет привлечь их на свою сторону, тот и выиграет. Зная расстановку сил в обществе накануне выборов, закон 2/3 позволяет достаточно точно прогнозировать результаты выборов.

Внешние – закономерности, отражающие соотношение политики с другими сферами общественной жизни (экономической, социальной, духовной и др.) Примерами внешних законов политики могут служить законы, характеризующие связи между политикой и экономикой.

Один из них – это закон первенства экономики над политикой, когда политика выступает как концентрированное выражение экономики. Отношения собственности (владение, пользование, распоряжение) лежат в основе интересов различных классов и социальных групп. Эти интересы, как правило, реализуются через политику – т. е. завоевание государственной власти или давления на неё. Но данный закон нельзя абсолютизировать, ибо отношения между экономикой и политикой более сложны и многообразны. Параллельно действует и другой закон – относительной самостоятельности политики и её обратного воздействия на экономику. Этот закон наиболее ярко проявляется в период социальных скачков и революционных бурь, когда политика выступает командной силой и оказывает обратное действие на экономику, ведя её как бы за собой. Политика действует на экономику трояко: во-первых, политика может ускорить экономику, придавая ей ускоренные темпы развития (например, годы первых трёх пятилеток СССР); во-вторых, политика может значительно затормозить экономику и даже на какой-то период отбросить страну назад (например, начало 90-х годов XX века в России) или, в-третьих, политика и экономика настолько уравнивают друг друга, что ни одна из сторон не может вырваться вперёд. В итоге наступает застой (середина 80-х годов XX века в России). Даже в высокоразвитых цивилизациях, где экономика становится всё более самостоятельной, примат политики сохраняется, приобретая новые формы, черты и особенности.

Значение и роль политики в обществе обусловливаются её функциями:

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества при любой форме правления и политического режима. Политика призвана чутко улавливать тенденции и противоречия общественного развития и на их основе формулировать цели, задачи и приоритеты развития общества, изыскивая для этого определённые ресурсы.

2. Функция интеграции. Учитывая, что любое современное общество, как правило, неоднородно и состоит из разных классов, слоёв и групп, у каждого из которых свои интересы, политика призвана объединять эти зачастую противоположные интересы в единое целое, подчиняя их интересамобщества.

3. Управленческая и регулятивная функция политики. Политика призвана мобилизовывать людей на реализацию поставленных задач, вырабатывать мотивы и механизмы их деятельности для удовлетворения их социальных потребностей с помощью власти.

4. Функция политической социализации. Политика, предоставляя широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность через мир политики в социальные отношения, позволяя приобретать определённый опыт, навыки и социальные качества. Через политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, общественные организации граждане вовлекаются в общественную жизнь, глубже осознают свои интересы, раскрывая свои творческие способности.

5. Прогностическая функция политики. Политика призвана не только регулировать процессы сегодняшнего дня и отвечать на запросы людей, но и прогнозировать будущее, показывать вектор будущего развития общества, ибо общество не может стоять на месте, оно обязано постоянно двигаться вперёд.

Контрольные вопросы:

1. Что такое политика?

2. Каковы причины появления политики?

3. Какие существуют подходы к пониманию политики?

4. Какова сущность политики?

5. Приведите примеры законов политики?

6. Какие функции выполняет политика?

Рекомендуемая литература по теме:

1. Бережная, О.С. Очерки истории и теории политической науки [Текст] / О.С. Бережная – М., МГУ, 2012.

2. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер – М., 1990.

3. Кочетков, В.В. Этика конституционализма: к вопросу о моральном измерении современной политики [Текст] / В.В. Кочетков // СГЗ. 2012. № 6.

4. Михайлёнок, О.М., Малышева, Г.А. Политическая модернизация в дискурсе о перспективах развития России [Текст] / О.М. Михайлёнок, Г.А. Малышева // СГЗ. 2012. № 5.

5. Перегудов, С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия [Текст] / С.П. Перегудов – М.: РОССПЭН, 2011.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: