Первичная и вторичная социализация

Человек как член конкретного общества проходит процесс социализации не только в соответствующей социокультурной, но и политико-культурной среде. Усваивая, как бы впитывая в себя политическую культуру, господствующую в данном обществе, человек включается в многогранный и динамический процесс властных отношений. Участвуя в этом процессе, человек воспроизводит себя в качестве политико-культурного существа.

Вообще социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта через деятельность и общение, когда из объекта социальной жизни личность превращается в ее субъекта. Он не просто участвует, но выполняет то, что от него требуется, как нечто должное и желаемое с точки зрения его собственных интересов.

Усвоение человеком политической культуры, политических ролей происходит в процессе политической социализации. Это сложный, непрерывный, часто бессознательный процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни человека. Суть политической социализации заключается в формировании качеств, ценностей, навыков, необходимых для адаптации к данной политической системе и сознательного выполнения определенных политических ролей.

Можно также говорить о социализации как сознательном и целенаправленном внедрении в сознание людей политических ценностей, убеждений, навыков и т.д. Эту задачу выполняют официальные и полуофициальные учреждения, институты и организации.

По мере усвоения политической культуры человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, то есть все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности – это всегда двусторонний процесс, в котором личность с одной стороны испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, политическая аномия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и разрушаются старые механизмы их воспроизводства, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Выделяют два качественных этапа политической социализации – первичную и вторичную. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, наличие политического опыта, вид субъектов, через которых происходит социализация, и уровень политической идентификации личности.

Первичная политическая социализация характерна для детского возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже с трех лет. Базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической социализации личности с 3 до 13 лет.

1. Политизация – характеризуется непосредственным восприятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

2. Персонализация – ребенок персонифицирует политическую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента страны, милиционера, которых он часто видит на экране телевизора или на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

3. Идеализация, когда фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только позитивные качества и свойства, то есть они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти.

4. Институционализация – по мере накопления политического опыта и представлений, по мере усложнения образа политической картины мира осуществляется переход от персонифицированного представления о власти и политики к надличностному институциональному уровню. Формируется осознание политической системы как сложного образования, включающего государство, партии, органы правосудия, милицию и т.д.

Представленная модель политической социализации личности относится к направлению, которое получило название политической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.

Однако такая модель может функционировать лишь в стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности политическая социализация осуществляется не только сознательным и добровольным принятием и поддержкой существующего политического строя, но и его критикой, то есть в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между ребенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер.

Семья является самым первичным условием политической социализации, так как первоначально главными агентами социализации являются родители, причем именно они выступают для ребенка первыми фигурами власти. Система поощрения или наказания, используемая родителями, формирует первые представления о системе контроля и санкциях. В семье происходит знакомство с моральными, социальными, религиозными ценностями. Наконец, от родителей дети узнают о партийной принадлежности, о выборах, о политических лидерах. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности.

Первичная социализация продолжается в школе. В начальной школе дети продолжают знакомство с системой власти, которая представлена уже новыми ее фигурами (учитель, директор), с дисциплиной, которая предусмотрена самой организацией учебного процесса (например, чередованием занятий и перемен). Подобным способом дети учатся принимать социальный порядок. В школе дети узнают государственные символы, национальных героев, получают уроки патриотизма.

В средней школе прямая политическая социализация осуществляется посредством функционирования органов школьного самоуправления, специальных учебных курсов (история, литература, право, обществознание), которые содержат в себе определенное политическое (идеологическое) содержание, направленное на воспитание «хороших» граждан, то есть граждан, востребованных этой политической системой. В дальнейшем эту роль будет выполнять вуз.

Помимо семьи и школы в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, то есть группы, на которые человек ориентирует свое поведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Причем ценности и установки, формирующиеся под воздействием этих агентов, могут противоречить ценностям, которые пытаются привить школа и государство. На первый взгляд, группы ровесников не имеют отношения к политической социализации. Чаще всего они используются подростками как фактор, противостоящий родительскому давлению, в том числе для защиты своего жизненного стиля, своей субкультуры, но не политики. Но именно в среде ровесников подростки приобщаются к нормам группового поведения, учатся отстаивать свою точку зрения, приобретают установки на восприятие других групп.

Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности характеризуется формированием собственного отношения к политической системе. Человек непосредственно включен в политическую жизнь, он взаимодействует с политическими и властными структурами (партиями, органами власти, судами). На основе накопленных знаний и опыта человек способен осуществлять отбор определенных политических ценностей, отказываться от прежних и воспринимать новые. Этот процесс будет зависеть от социально-экономического статуса человека, его принадлежности к определенным профессиональным, этническим, конфессиональным группам.

Данный этап продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и время завершения активного участия в общественно-политической жизни. Политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновесием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к новым политическим условиям, вместе с тем активно воздействует на них, не теряя своей политической самоидентификации.

Важнейшими агентами вторичной социализации наряду с государством, партиями, общественными организациями выступают СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио. Именно из них взрослый человек получает большую часть информации о политических событиях. Особенно велика роль телевидения. Чтение общественно-политических газет и журналов требует интеллектуальных усилий, предполагает определенный образовательный уровень аудитории. Телевидение в этом плане является более простым каналом передачи информации, позволяющим сочетать и устную речь, и изображение. Телевидение обладает возможностью использовать дополнительные факторы, которые усиливают убеждающее воздействие сообщения: привлекательность и популярность диктора, музыку, видеоряд, сопровождающий сообщение и др.

Научно-техническая революция, новые технологии в сфере коммуникации привели к формированию целой системы каналов связи, охватывающих не только целые государства, но и огромные регионы планеты.Интернет открыл новую эру в области коммуникаций.

Сегодня существенное переустройство претерпели политическое и домашнее сферы жизни, их границы и отношения. Во-первых, буквально в каждый дом вошли самые различные проявления политической жизни, при помощи телевидения каждый человек становится непосредственным участником политических событий. Например, он может участвовать в различных опросах общественного мнения через телефонные опросы, быть зрителем политических церемоний, не только смотреть и слушать выступления политических лидеров, но и задавать вопросы в соответствующих программе. Таким образом, стало реальностью присутствие каждого гражданина в тех или иных проявлениях политической жизни. Произошла, если можно так сказать, демократизация политической деятельности. Избранные депутаты получили возможность напрямую работать с избирателями, а избиратели могут осуществлять личный контроль за работой политических деятелей.

Изменился процесс легитимизации политических элит. Расширяются возможности для «проникновения» в них представителей различных социальных групп. Первостепенное значение приобрела личная популярность. Сформировалась новая модель политической карьеры.

Все это привело к тому, что сегодня средства массовой коммуникации оказывают прямое воздействие на процесс политической социализации самых разных социальных групп общества, определяя в значительной мере их политические ориентации.

В современных условиях объем «опрокидывающейся» на человека информации через СМК (средства массовой коммуникации) столь разнообразен и объемен, что на уровне обыденного восприятия человек не в состоянии рационально осмыслить и осознать ее как систему, выстроенную вокруг определенных мифологем. Человек, таким образом, превращается в объект манипулирования со стороны тех, в руках которых находятся СМК.

Еще в начале 60-х годов канадский социолог М. Маклюэн показал, что средство передачи само по себе не менее важно, чем содержание передаваемой им информации. То есть значение имеет не только содержание того или иного явления, но и способ их передачи широкой аудитории. Причем словесное выражение не единственно и, более того, не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Все возрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. В результате СМК приобретают роль решающего агента производства и распространения политических мифологем. Так телевидение освещает события, мероприятия, политических деятелей, партии, их программы и т.д. в форме присущего им имиджа, способного вызвать в массовой аудитории длительное и желаемое восприятие этих объектов. Этот имидж и формирует определенные политические мифы.

Специалисты по обработке общественного мнения, привлекают известных кинорежиссеров, актеров, используют приемы и методы, которые первоначально использовались в коммерческой рекламе, для разработки технологий создания и «продажи» имиджей политических деятелей, максимально соответствующих представлениям общества о желательном типе политического лидера. В качестве руководства служит рецепт коммерческой рекламы: «Если ты не принимаешь меня таким, каков я есть на самом деле, то я буду выглядеть таким, каким хочешь меня видеть».

Бесспорной остается формула: информационный террор есть форма контроля над поведением больших масс людей.

СМК и связанные с ними новые технологии, могут и должны с одной стороны способствовать реальному участию населения в политических процессе, например, для оказания большего влияния на правительство страны, руководство партий, политических деятелей, на процесс принятия решений и т.д. Но с другой стороны эти новые технологии могут использоваться и реально используются для нарушения демократических прав граждан, для вмешательства в частную жизнь людей и контроля над их действиями. Все это отражается на установках, ценностях, ориентациях людей и, соответственно, на конкретных составляющих их политической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: