Политическая символика

Важнейшим условием сохранения идентичности любой нации или государства как именно данной, вот этой социокультурный и политической общности являются национально-государственные символы. Они выступают связующими элементами политической культуры, носят ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть мобилизующую роль. Символ представляет собой концентрированное зримое выражение идеи явления или понятия.

Государственная символика воплощает прежде всего идею национально-государственного единства и величия. Политическая символика – это специфическое средство общения между людьми, она маркирует принадлежность людей к конкретной социальной общности, помогает осознавать центральную идею это общности.

Символы можно изображать графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика), а также человеческими или иными фигурами: Джон Булль в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, лев в Великобритании, страус в Австралии. Символами могут быть растения – для России это ель и береза, для Ливана – кедр, а для Канады – клен. Выразителем национального духа, фактором, способствующим формированию национального самосознания и в то же время воплощением лица страны, могут выступать те или иные названия городов. Например, когда речь идет о вопросах и проблемах политического характера, могут сказать, что между Вашингтоном и Москвой возникла напряженность, имея в виду отношения между США и Россией. Если начинают говорить о газовом конфликте между Москвой и Киевом, имеют в виду Россию и Украину.

На поведение людей часто более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, сколько система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Часто символы создаются искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и общественно-политических процессов и явлений. Тем не менее, общий язык символики свидетельствует о единстве политической культуры данного общества.

Как отмечал немецкий философ Освальд Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные символы, они строятся на длительной традиции и способствуют национальной самоидентификации. Одна часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов культурного, политического сообщества, другая – создается и целенаправленно внедряется элитами. Со времени возникновения национального государства политические лидеры создавали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса. Министр иностранных дел Франции Ламартин говорил в 1848 г.: «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг... то отнимете у меня половину мощи Франции как здесь в стране, так и за границей». То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.

Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Показательно, что главы государств (президенты, монархи), вступая в должность, произносят клятву верности при обязательном присутствии государственного флага. Оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление, флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах превратился в эмоциональное воплощение сознания нации. Не случайно, когда граждане одной страны хотят выразить свое недовольство и протест действиями другого государства, они прибегают к публичному сожжению флага этого государства. Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государственные флаги являются неизменным атрибутом при двух- или многосторонних переговорах между различными странами. Флаги перед зданием ООН символизируют страны, входящие в эту международную организацию.

Государственный флаг каждой отдельно взятой страны имеет собственную историю. Так современный российский флаг в его нынешних цветах восходит к военно-морскому флагу, который впервые появился в 60-х годах XVII в. В конце того же века он стал общепринятым. Его поднимали на ботике Петра I в 1688 г., на судах в Белом море в 1693 г., на кораблях Азовского флота в 1697-1700 гг. В начале XVIII в. этот военно-морской флаг описывали так: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в середине красное клеймо с серебряным св. Георгием без змия». При выборе цветов немаловажную роль сыграла русская национальная традиция. У русских с незапамятных времен белый цвет воспринимался как символ свободы и величия, отсюда фольклорный «белый царь». Голубой считался цветом Богоматери. Как полагают исследователи, голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению Богоматери. И, наконец, третий из цветов, красный, символизирует цвет крови, пролитой за царя и отечество. В этой связи обращает на себя внимание то, что царские грамоты скреплялись печатью красного воска, под красным балдахином появлялись цари перед народом. Постепенно бело-сине-красный флаг, переданный Петром I в 1705 г. торговому флоту, стал государственным. Позже в XIX в. белой, синей и красной полосам придали значение единства Белой, Малой и Великой Руси. Причем собственно Россия – Великая Русь – получила в этом толковании красный цвет.

Следует отметить, что в триколоре цвета неоднократно менялись. Но все же в народном сознании утвердилось сочетание белого, синего и красного цветов. Интересно, что они украшали ледяные горки на масленицу и балаганы на ярмарках, появлялись при праздновании юбилеев Петра I. Именно бело-сине-красные флаги поднимались при открытии памятника Пушкину в 1880 г. в Москве, а также на Всероссийских художественно-промышленных выставках. Показательно, что царь Александр III перед своей коронацией 7 мая 1883 г. дозволил украшать здания бело-сине-красным флагом. В вопросе о сочетании цветов российского государственного флага последняя точка была поставлена в 1896 г. В том году особое совещание при Министерстве юстиции накануне коронации Николая II определило, что государственным будет «окончательно считаться бело-сине-красный цвет и никакой другой».

Национальный бело-сине-красный флаг снова стал достоянием российского народа в 1989 г., когда он появился на несанкционированных митингах и демонстрациях в Москве, Ленинграде и ряде других городов. В рамках решения Правительства РСФСР от 5 ноября 1990 г. о создании новой российской символики 21 августа 1991 года Чрезвычайная комиссия Верховного совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». 31 октября 1991 г. этот флаг был утвержден съездом Народных депутатов. При всех трудностях, переживаемых нашей страной, трехцветному флагу было суждено стать символом объединения всех россиян. Согласно Федеральному закону[9] Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

С 1991 года 22 августа является Днем Государственного флага Российской Федерации.

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев, отождествляется с ее гербом. Часто в качестве центрального элемента гербов выступают изображения растений и деревьев (например, у Ливана – кедр, Канады – кленовый лист и т.п.), животные (лев у Великобритании), птицы (орел у США, Германии, России и т.п.). В последних двух случаях напрашивается аналогия с положением дел в мире животных и птиц: подобно тому, как среди зверей царствовал лев, а среди птиц – орел, в мире людей на вершине власти стоят король, император, царь.

Двуглавый орел – один из древнейших символов власти, верховенства и мудрости. Орлы в таком качестве встречаются уже в Древнем Египте. В VII в. до н.э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI веком до н.э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.

Центральное место занимает изображение орла и в государственном гербе России. В России стремление представлять высшую власть над людьми приняло геральдическую форму в XV в. В тот период изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы Великого Московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. С тех пор российский герб постоянно подвергался изменениям. В последний раз он был изменен в 1856 г. по специально принятому по этому поводу закону.

Центральное место в нем занимал двуглавый орел, изображенный на фоне геральдического щита, который держали ангелы и архангелы Михаил и Гавриил с мечом и крестом. Каждая из голов орла несла по короне, над которыми на некотором расстоянии возвышалась третья, значительно большая корона. Как указывалось в описании герба в законе 1856 г., на груди орла изображен «герб московский: в червленом и золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазурной приволоке на серебряном, покрытом багряной тканью с золотою бахромою коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым осьмиконечным наверху копьем».

В свою очередь сам геральдический щит, увенчанный императорской короной, был изображен на фоне «сени» или мантии, соединенной со шлемом Александра Невского. Над ним возвышалась еще одна корона, а над нею хоругвь с полным повторением всех названных выше изображений. Венчал хоругвь символ православия – восьмиконечный крест. Идею государства передавала надпись: «С нами бог». Причем этот девиз повторялся на шлеме Александра Невского и хоругви. Далее на гербе воспроизводился целый ряд других эмблем и символов, призванных передать все атрибуты и нюансы титулатуры российского царя и подчеркнуть его власть над 50 различными по политическому статусу и размерам, а также экономическому, культурному, конфессиональному положению землями Российской империи.

Как известно, эта эмблема перестала быть государственным гербом сразу после октябрьского переворота 1917 г. и установления советского режима. Только в 1993 г. был утвержден новый герб Российской Федерации, в котором воспроизведены основные атрибуты традиционного государственного герба Российской империи. В Федеральном законе[10] современный герб России описывается следующим образом: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический шит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Здесь корона – символ не монархии, как это было раньше, а суверенитета. Две головы орла символизируют то, что Россия лежит одновременно в Европе и Азии, она всегда обращена одновременно и на Запад, и на Восток. Шарообразность державы призвана говорить о единстве государства, скипетр же символизирует власть. Всадник, поражающий дракона, – древний символ противоборства добра, побеждающего зло.

Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны, как пишет К. Серулоу: «музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны». Гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде «визитной карточки» нации. Они – современные тотемы – знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности».

Гимн (от греческого слова hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема.

Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I. «В чести» была тогда в России мелодия английского гимна «Боже, храни короля», о чем говорилось выше. В некоторых музыкальных произведениях прославлялся русский царь-победитель. Подобные песни появляются уже в 1813 г.: «Песнь русскому царю» А. Востокова с мелодией английского гимна содержала такие слова: «Прими побед венец, Отечества Отец, Хвала тебе!»

В 1815 г. В.А. Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», также посвященное Александру I. Кто-то полагает, что это был перевод с английского, по крайней мере, первой строки – «Боже, Царя храни» («Боже, храни короля»). В 1816 г. А.С. Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы. 19 октября 1816 г. они были исполнены воспитанниками Лицея на музыку английского гимна. Таким образом, по случаю празднования годовщины Лицея перевод Жуковского получил оригинальное продолжение, написанное Пушкиным. Жуковский дополнил свое сочинение в 1818 г. – оно звучало на публичном экзамене воспитанников петербургской гимназии.

Таким образом, текст «Молитвы русского народа», текст русского гимна, был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 г. Александра I. С этого времени Высочайше было повелено играть всегда гимн при встрече государя. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.

Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который будто бы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую...». Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека – А.Ф. Львова, хотя мог выбрать известного русского композитора М.И. Глинку. Предполагают, что был устроен некий негласный конкурс.

11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, Царя храни»). На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. 25 декабря 1833 г., в день годовщины изгнания войск Наполеона из России, гимн был исполнен в залах Зимнего дворца при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов. 31 декабря уходящего года командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ: «Государю Императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».

30 августа 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент – Александровский столп – в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России «Боже, Царя храни».

Отречение государя-императора от престола сделало бессмысленным прославление его особы «народной песней». Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Большой русский поэт В.Я. Брюсов в марте 1917 г. написал статью «О новом русском гимне», он считал, что следует устроить всероссийский конкурс. Он писал: «Нужна краткая песнь, которая силою звуков, магией искусства сразу объединила бы собравшихся в одном порыве, сразу настроила бы всех на один высокий лад».

Брюсов подчеркивал, что «дух народа», обычно характерный для национальных гимнов стран с «единообразным» населением, должен быть выражен по-другому в многонациональной России. По мнению Брюсова, гимн не может быть «великорусским». Он также не может почерпнуть пафос в православной религии из-за разнообразия конфессий в стране. Наконец, гимн не должен разделять население по классам, национальностям и т.д. – он должен звучать для всех, кто считает Россию своей Родиной. В стихах гимна, как полагал В.Я. Брюсов, должны быть отражены: военная слава, размеры страны, героическое прошлое и подвиги людей.

Более приемлемой казалась «Марсельеза». Она пришла в Россию в конце XVIII – начале XIX вв. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знающим французский язык. Все меняется, когда видный деятель русского революционного движения народник П.Л. Лавров создал новый, русский текст «Марсельезы». Под названием «Рабочей Марсельезы» песня стала хорошо известной с 1875 г. В дни революции 1905 – 1907 гг. ее распевали на улицах и площадях. Содержание имело мало общего с французской «Марсельезой» Руже де Лиля.

К 1917 г. песня стала общепризнанным гимном революционного движения, причем, ее считали гимном революции и те, кто даже не знал ее содержания. «Марсельезу» исполняли при встрече членов Временного правительства, при приеме иностранных делегаций, при начале спектаклей в театрах и т. д. При ее исполнении снимали головные уборы. Причем оркестры исполняли классический французский вариант «Марсельезы», а пелась русская «Рабочая Марсельеза».

Между тем на митингах и собраниях все чаще звучал гимн социалистов «Интернационал». 14 марта 1917 г. Петроградский Совет принял манифест «К народам всего мира», после чего оркестр заиграл сначала «Интернационал», а затем «Марсельезу». 3 апреля 1917 г. в Петроград из эмиграции вернулся В.И. Ленин. На перроне Финляндского вокзала его встречали соратники пением «Марсельезы». Однако позднее Ленин, якобы поморщившись, сказал: «Давайте петь «Интернационал».

Как вспоминают очевидцы, слов последнего почти никто не знал, хотя «Интернационал» к тому времени уже имел русский текст. Его написал в 1902 г. поэт А.Я. Коц. «Буржуазная Марсельеза» и «социалистический Интернационал» конкурировали в России до созыва в январе 1918 г. Учредительного собрания и его разгона. С этого времени и до 1943 г. гимном пролетарского государства, а позднее и Советского Союза был «Интернационал».

В 1943 году Сталиным была поставлена задача по созданию нового гимна. Для музыки гимна СССР была выбрана написанная в 1939 г. А.В. Александровым песня «Гимн партии большевиков», хотя в творческом кроссе по созданию гимна СССР участвовало свыше 160 композиторов и 60 поэтов. За пять месяцев 1943 года его победитель Александр Васильевич Александров создал порядка 10 вариантов гимна на разные тексты. Сталину понравился текст гимна С. Михалкова и Г. Эль-Регистана.

К заключительному туру Госкомиссия присоединила еще и «версии» С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Т. Хренникова, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, В. Кручинина, М. Коваля, С. Чернецкого, М. Блантера, С. Разоренова, С. Мицюшевича, Б. Александрова. Композиторская гонка завершилась ничем: ни одна связка «текст – музыка» не сработала. Тогда вмешался сам вождь народов. Решение Сталина было полной неожиданностью, как и его резюме: когда трудно что-то решить, ищут самый простой выход. Вот и надо соединить «хороший» текст товарищей Михалкова и Регистана с «хорошей» музыкой товарища Александрова, но из… его же «Гимна партии большевиков». Дело доверяется А. Александрову совместно с авторами слов С. Михалковым и Г. Эль-Регистаном, причем Сталин лично контролировал процесс. В ночь на 1 января 1944 г. прозвучал в первый раз по радио гимн Советского Союза со словами С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. С 15 марта 1944 г. гимн начал исполняться повсеместно.

Гимн СССР просуществовал до 1977 года. Дело в том, что Леонид Ильич Брежнев посчитал упоминание в советском гимне Сталина неуместным и попросил Сергея Михалкова в очередной раз отредактировать произведение в некоторых местах. Изменился припев: строки «Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе живет!» были заменены на «Партия Ленина – сила народная нас к торжеству коммунизма ведет!». Естественно, первый вариант гимна был написан во время Великой Отечественной войны, и в 70-е его припев уже оказался неуместным. Второй куплет был так же изменен: из него убрали слова о Сталине и посвятили Ленину. В таком виде гимн просуществовал до 1991 года, но на этом его история не закончилась.

Советский Союз распался на суверенные государства, у которых появились свои музыкальные символы. У России гимном стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки, без слов, но после десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн. Слова гимна написал уже известный С. Михалков. 8 декабря 2000 г. Государственная Дума утвердила Государственный Федеральный закон о гимне РФ, 20 декабря – Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин[11].

Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома «на слух» и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное – чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «политическая традиция»?

2. В чем заключается значение политической традиции в жизни как общества, так и личности?

3. Какие политические традиции из российской истории вам известны?

4. Какую роль играют политические традиции в современной России?

5. Как вы думаете, почему известный немецкий культуролог К. Гирц назвал политическую культуру «символической культурой»?

6. Каковы функции политических символов?

7. Какие существуют виды политических символов?

8. Знаете ли вы историю происхождения государственных символов России?

Рекомендуемая литература по теме:

1. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге РФ» от 25.12.2000 года № 1-ФКЗ.

2. Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ» от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ.

3. Федеральный конституционный закон «О государственном гимне РФ» от 25.12.2000 года № 3-ФКЗ.

4. Акмалова, А.А., Каницын, В.М. Роль знаков и символов в обеспечении социального единства [Текст] / А.А. Акмалова, В.М. Каницын // СГЗ. 2013. № 4.

5. Ильин, В.В., Куренков, И.О., Рамазанов, С.О. Символ и знак: сравнительный анализ [Текст] / В.В. Ильин, И.О. Куренков, С.О. Рамазанов // СГЗ. 2012. № 2, 3.

6. Кармадонов, О.А. Социология символа [Текст] / О.А. Кармадонов. – М., 2004.

7. Панченко, А.М. О русской истории и культуре [Текст] / А.М. Панченко – СПб., 2000.

8. Тоненкова, М.М. Духовные крылья России [Текст] / М.М. Тоненкова. – М., 2004.

9. Шафаревич, И.Р. Русский народ в битве цивилизаций [Текст] / И.Р. Шафаревич. – М., 2003.

10. Элиаде, М. Образы и символы [Текст] / М. Элиаде. – М., 2000.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: