В философской, социально-политической и психологической литературе, да и на практике существуют два подхода к манипуляции сознанием человека. Представители первого подхода рассматривают манипуляцию в качестве одного из видов управления человеком (в духе Д. Карнеги), признают ее не только допустимым, но и предпочтительным, «прогрессивным» средством. На данном подходе основываются новые технологии информационно-психологического воздействия на человека с целью развития его интеллектуально-психического и энергетического потенциала. Сюда можно отнести НЛП (нейролингвистическое программирование), методы школы ДЭИР (дальнейшее энергоинформационное развитие), психотронику (область знания, направленную на техническое моделирование феноменальных способностей человека) и другие.
Представители второго подхода считают автономию личности и свободное сознание индивида безусловной ценностью, а потому отрицают законность и моральное оправдание манипулирования сознанием. С их точки зрения, физическое насилие менее разрушительно для рода человеческого, чем информационно-психологическое манипулятивное воздействие на человека и осуществление тотального контроля за его поведением. Такую точку зрения на Западе отстаивает известный американский психотерапевт Э. Шостром.
Реально манипуляция сознанием – это целая система, состоящая из сотен тысяч профессионалов, это технологии, которые проникают в каждый дом, но человек может изучить эти технологии и создать «индивидуальные средства защиты».
В чем состоит суть манипуляции сознанием?Этот термин имеет латинский корень manus – рука и ple – наполнять. В новоевропейских языках оно трактуется как обращение с объектами с определенными намерениями и целями. Постепенно это понятие получило переносное значение – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. В английском словаре, например, это понятие трактуется как «акт влияния на людей или управление ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управлениеили обработка». Таким образом, термин «манипуляция» можно понимать как метафорув том смысле, что ловкость рук в обращении с вещами перенесена на ловкое управление людьми, как вещами. Если обобщить точки зрения и подходы к определению манипуляции сознанием, то можно выделить такие ее черты:
– это вид духовного, психологического воздействия на психические структуры человеческой личности с тем, чтобы вызвать определенное поведение. Причем, воздействие не только побуждает человека делать что-то, оно заставляет хотеть это сделать;
– это всегда скрытоеуправление, которое сам объект манипуляции не замечает;
– это воздействие, которое требует определенного мастерства и знаний. Отсюда появились люди-профессионалы, владеющие соответствующими технологиями, требующими подготовки кадров, наличия научных учреждений и научной литературы;
– это технология власти, а не партнерских отношений.
Целью манипулированияявляется внедрение в сознание людей определенных ценностей и жизненных ориентиров, определенного образа жизни, а также разрушение традиций, снятие культурных запретов и норм, на которые прежде опиралась личность в своем поведении. Основной задачей является намерение изменить людей с тем, чтобы регулировать и контролировать их, отключить здравый смысл, деморализовать, вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными, бессвязными, заставить человека усомниться в жизненных целях и ценностях, которые ему представляются естественными.
Объектом манипуляциимогут быть различные социальные группы (большие и малые), а также отдельная личность.
Наиболее распространенными методами манипуляции являются:
– метод социального убеждения;
– метод психоанализа;
– метод внушения;
– метод сублиминального (ниже порога восприятия) воздействия, который в ряде стран официально запрещен;
– метод создания стереотипов сознания, социальных и политических мифов. Так миф о правовом сознании Запада сыграл центральную роль во всей программе манипуляции в годы перестройки в СССР. В сознание людей постоянно внедрялись стереотипы: «антигосударственности», «обделенного народа», «страха голода» и др.
Методы манипулирования сознанием дополняются различными приемами и средствами. Так в области радиовещания и телевидения проводились большие исследования по тому, как действует на подсознание человека голос, образ и даже пол диктора.
Самым мощным средством воздействия является язык слов, символов, жестов. Существуют так называемые языковые диверсии, когда в язык внедряются слова, не связанные с реальностью. Исследователи подчеркивают, что в настоящее время магическое слово начинает доминировать над словом семантическим. Усиливается роль символических словесных игр, при которых не только создается свой род мифологии и реализуется дискурс власти, но и формируется социальный код, служащий языком всего общества. Имитация духовной самостоятельности человека видна и в политических играх при помощи искусственно внедряемых в сознание людей имиджей.
Довольно часто используются такие приемы манипуляции сознанием, как прямая ложь, умолчание, размывание и подмена понятий, разрушение памяти и нравственности, разрушение символов, традиций и др. Для целенаправленного воздействия на массовую аудиторию используются различные коммуникативные технологии. На первых этапах главным средством воздействия выступают всевозможные лозунги.Они позволяют в нескольких словах сконцентрировать основной посыл к массам. Эмоциональный заряд лозунга сообщаетсямассе, которая в свою очередь подзаряжает своей энергетикой лозунг.
Телевидение значительно расширяетвозможности информационно-психологического воздействия на аудиторию. Преимущества телевидения по отношению лозунгу проявляются в том, что, во-первых, оно включает в воздействие зрительные образы, во-вторых, превращает людей, находящихся друг от друга на расстоянии нескольких тысяч километров, в единую «психологическую толпу». На этом построены современные информационные технологии, которые превратили телевидение в мощнейшее орудие информационно-психологического воздействия на массы. Так, например, за последние десять-пятнадцать лет оно приучило спокойно взирать на самые жуткие события в стране и в мире.
Но наиболее эффективным средством информационного воздействия на массы являются электронные СМИ.В настоящее время в России бурно развивается Интернет. На Западе считают, что Интернет позволит избежать манипулятивных воздействий СМИ, поскольку в нем заложены возможности диалога как средства защиты от манипуляции. Однако в России, где манипулятивные технологии развиваются стремительно, поскольку востребованы самой политической практикой, Интернет также можно рассматривать как одно из средств информационно-психологического воздействия на массы.
Результат воздействия зависит от вида манипулирования. Выделяют два вида манипулирования:
– рациональный, построенный на власти авторитета должности, компетенции или культурном образце;
– иррациональный, направленный на эксплуатацию и использование бессознательного и основанный на авторитете харизматической личности.
Основными каналами связи манипулятора и объекта манипуляции являются:
– индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, игрушки, технологии коллективного воспитания, игры и т.д.);
– система образования (школьное, вузовское, послевузовское);
– система государственной идеологии и пропаганды;
– средства массовой информации, формирующие общественное мнение в интересах данного «заказчика»;
– массовые политические движения (партийные и молодежные организации, демонстрации и т.д.);
– система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и т.д.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных профессий, стилей жизни, «элитных» образцов;
– индустрия формирования имиджа;
– индустрия досуга.
Каждый из этих каналов связи имеет свое информационное пространство, и каждый человек подвержен манипулированию как в локальных, так и в глобальных масштабах.
Возможно ли защитить себя от подобного рода воздействий, оставаясь автономной самостоятельной личностью? Вывод один – стараться на всех уровнях противодействовать манипуляции. Для этого необходимо:
– сохранять человеческие связи как средства защиты своей личности. Важно, чтобы эти связи складывались по типу «человек–человек», а не «человек–вещь», чтобы в них присутствовал диалог, партнерство, сотрудничество,которые преодолевают отношения отчуждения;
– всячески избегать потери своего «Я» и соединения с толпой в любых ее видах;
– постоянно усваивать укрепляющие средства духовной культуры;
– принять как постулат, что СМИ сегодня – инструмент идеологии, а не информации и необходимо четко различать информацию о событиях и интерпретацию этих событий, которая представлена в СМИ.
Контрольные вопросы:
1. В чем состоит сущность политической социализации?
2. Почему политическая социализация является важнейшей функцией политической культуры?
3. Что значит первичная и вторичная социализация?
4. П. Шаран в работе «Сравнительная политология» отмечает, что «процесс социализации происходит благодаря различным посредникам». К посредникам политической социализации он относит семью, школу, молодежные организации, политические партии, группы интересов, средства массовой информации. В чем общее и специфическое во влиянии этих посредников на политическую социализацию личности?
5. В чем состоит специфика процесса политической социализации в современной России?
6. Чем отличается социализация от манипулирования сознанием?
Рекомендуемая литература по теме:
1. Бабочкин, П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / П.И. Бабочкин // СГЗ. –№ 1. – 2001.
2. Васильчук. Ю.А. Социальное развитие человека в ХХI веке [Текст] / Ю.А. Васильчук // ОНС. – №№ 1, 4. – 2001.
3. Ефимова, Н.М. Политическая социализация личности [Текст] / Н.М. Ефимова // Ценности современной науки и образования. В 2 т. Т. 2: материалы междунар. науч.-теор. конф., 3-4 апр. 2008 г. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008.
4. Карпухин, О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме политической социализации молодого поколения современной России) [Текст] / О.И. Карпухин // СГЗ. – № 4. – 2001.
5. Клюев, А.В. Человек в политическом измерении [Текст] / А.В. Клюев. – СПб., 2000.
6. Моторина, Л.Е. Философская антропология [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.Е. Моторина. – М., 2003.
7. Самсонова, Т.Н. Политическая социализация [Текст] / Т.Н. Самсонова // Вестник МГУ. – Серия 18. – № 4. – 2001.
8. Селезнева, А.В. Формирование политического сознания молодежи в современной России [Текст] / А.В. Селезнева // Вестник Московского университета. Серия 12: политические науки. 2013. № 2.
9. Тарасова, Е.Г. Государство в политической социализации [Текст] / Е.Г. Тарасова // СГЗ. 2009. № 3.
10. Щеглов, И.А. Политическая социализация и современный исторический процесс [Текст] / И.А. Щеглов // СГЗ. – № 4. – 2000.
11. Щеглов, И.А. Политическая социализация как научная категория [Текст] / И.А. Щеглов / СГЗ. 2007. № 5.