Полноту контакта рабочих поверхностей зубьев оценивают по пятну контакта (интегральный показатель контакта) или по частным показателем.
Рассматривают суммарное и мгновенное пятна контакта.
Суммарным пятном контакта называется часть активной боковой поверхности зуба зубчатого колеса, на котором располагаются следы прилегания зубьев парного зубчатого колеса в собранной передаче после вращения под нагрузкой.
Мгновенным пятном контакта называется часть активной боковой поверхности зуба большого зубчатого колеса передачи, на которой располагаются следы его прилегания к зубьям меньшего зубчатого колеса, покрытого красителем, после поворота большого зубчатого колеса собранной передачи на полный оборот при легком торможении, обеспечивающем непрерывное контактирование зубьев обеих колес.
Если суммарное пятно выявляется в процессе приработки (и так поступают при изготовлении высокоточных и ответственных передач), то мгновенное пятно контакта относится к реализации измерений при помощи краски. Нормы на пятно контакта устанавливаются в процентах от длины и высоты зуба. Измерение пятна контакта рекомендуют во всех случаях приемочного контроля передач, особенно крупногабаритных.
|
|
Показатели для нормирования контакта зубьев в передаче как для отдельно взятого колеса, так и для зубчатой передачи также приведены в соответствующей таблице ГОСТ 1643-81 с указанием того, для каких степеней точности они предназначены.
Основные показатели зазора между нерабочими боковыми
Поверхностями зубьев
В качестве показателей зазора между боковыми поверхностями зубьев для зубчатого колеса могут быть использованы:
· межосевое расстояние, определяемое размерами зуба контролируемого колеса при комплексном контроле в беззазорном зацеплении с измерительным колесом;
· толщина зуба по хорде на заданном расстоянии от окружности выступов;
· длинна общей нормали, значение которой зависит от толщины зуба;
· размер по роликам М, определяемый смещением исходного контура.
Можно использовать и некоторые другие показатели.