Важнейшим методом осуществления этой политики является продажа лицензий собственным филиалам и дочерним компаниям. Как отмечалось, американские фирмы продают около 80% всех лицензий своим заграничным филиалам и дочерним компаниям, английские фирмы — 50%. Предоставление лицензий собственным филиалам и дочерним компаниям за границей позволяет ТНК сравнительно быстро налаживать производство новых товаров на принадлежащих им предприятиях и сбывать их как на рынках местонахождения подконтрольных компаний, так и в сопредельных странах. Таким путем ТНК получают возможность не только сократить до минимума срок освоения изобретения, но и обойти таможенные барьеры и валютные ограничения других стран.
Важным средством проникновения на труднодоступные рынки является продажа лицензий с целью расширения инвестиций и приобретения участий в создаваемых или уже действующих заграничных предприятиях, особенно в тех странах, где из-за политики правительства не представляется возможным создание чисто иностранные компаний. Учитывая это, многие фирмы обязательным условием продажи лицензии ставят участие в капитале предприятия, где будет осуществляться производство товаров по продаваемой лицензии. В финансовом отношении оно оформляется либо путем покупки акций предприятия, либо поставками технологического оборудования для налаживания производства товаров по лицензии, либо путем получения акций в качестве вознаграждения за лицензию.
|
|
Предоставляя лицензию совместной компании, иностранные фирмы вместе с тем стремятся сохранить за собой наиболее важные производственные секреты, противятся организации завершенного технологического процесса, строго определяют стандарты и номенклатуру выпускаемых изделий, чтобы не допустить производственной самостоятельности совместной компании. В большинстве случаев иностранная компания сохраняет контроль над сбытом лицензируемых товаров, причем нередко ограничивает возможность их реализации на внешних рынках, особенно в тех странах, где опасается конкуренции.
Международное лицензирование выступает также средством преодоления торгово-политических барьеров в иностранных государствах, поскольку продукция, выпускаемая по лицензии в другой стране, обладает на рынке этой страны большей конкурентоспособностью, чем иностранные товары, причем местный производитель всегда лучше может учесть специфику рынка.
Иногда фирма продает лицензии за границу с целью обеспечить себе дешевую продукцию или полуфабрикаты с предприятий лицензиата.
Важным фактором развития международной торговли лицензиями является коммерческая заинтересованность в осуществлении этих операций со стороны как лицензиара, так и лицензиата.
|
|
Лицензиар, продавая за границу лицензию, имеет возможность в кратчайшие сроки окупить расходы на научно-исследовательские работы, затраченные на разработку изобретения. Кроме того, лицензиар получает дополнительные прибыли за счет быстрого освоения изобретения и выпуска на его основе новых видов продукции, пользующихся спросом на рынке, использования местной, более дешевой рабочей силы и близости к источникам сырья, преодоления валютных и таможенных ограничений и др. При этом он имеет возможность получить прибыль без необходимости инвестировать дополнительный капитал в налаживание производства и освоение рынка.
Для лицензиата покупка лицензии дает возможность прежде всего экономить на научно-исследовательских работах, одновременно получая доступ к передовым научно-техническим достижениям. Как правило, сумма выплачиваемых лицензиатом лицензионных вознаграждений в несколько раз меньше сумм, затрачиваемых на разработку нового технологического процесса. Покупка крупными фирмами лицензий на изобретения, которые дополняют и расширяют их собственные исследования, дает им возможность специализировать научные разработки в наиболее важных направлениях и достигать в более короткий срок лучших технических результатов. Приобретение иностранных лицензий используется также фирмами для осуществления процесса диверсификации, т.е. организации в рамках одной компании новых видов разнородных производств в целях повышения прибылей. Приобретение лицензий позволяет выиграть время, что особенно важно в современных условиях в связи с сокращением сроков морального старения товаров, и получить Доступ к новейшим техническим достижениям.