Краткое изложение используемых методов решения и основных теоретических положений к решению задач по теме «Концепции международной торговли»

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом в производстве того товара, которого на единицу затрат она может произвести больше, чем другие страны.

Абсолютное преимущество - это возможность страны производить какой-либо товар более эффективно (т.е. с меньшими затратами на единицу продукции) по сравнению с другими странами, производящими тот же товар.

Относительное (сравнительное) преимущество - это способность производить товар или услугу с относительно меньшими издержками замещения.

В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то количество, которое она производит, а относительные (альтернативные) цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства.

Т.о. относительная (альтернативная) цена товара 1, выраженная через стоимость товара 2 составит:

, (1)

где и - соответственно издержки на производство товара 1 и издержки на производство товара 2 в рассматриваемой стране.

Если альтернативные издержки (понятие тождественно альтернативной цене) на производство одних и тех же товаров в стране I ниже, чем в стране II, то формула относительного преимущества имеет вид:

< , или P < P (2)

где P = - относительная цена (альтернативные издержки на производство) товара i в стране I;

P = - относительная цена (альтернативные издержки на производство) товара i в стране II.

Формула (2) показывает, что страна I имеет относительное (сравнительное) преимущество в производстве товара.

В условиях свободной торговли между странами направление внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства: страны экспортируют те товары, которые производят с меньшими издержками (альтернативная цена данных товаров ниже, чем в странах-партнерах) и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (альтернативная цена данных товаров ниже в странах-партнерах, чем в рассматриваемых странах).

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Согласно данного утверждения, пределы, в которых должно устанавливаться соотношение мировой цены на товар i между страной I и страной II (в условиях свободной торговли) определяются неравенством:

Poi(эксп)< Pwi< Poi(имп), (3)

где P wi – мировая цена товара i,

Poi (эксп) - относительная (альтернативная) цена товара i в стране-экспортере данного товара;

Poi (имп) - относительная (альтернативная) цена товара i в стране-импортере данного товара.

7. В случае, если заданы объемы производства товаров на единицу затрат, относительная (альтернативная) цена единицы товара 1, выраженная через стоимость товара 2 составит:

= , (4)

где , - соответственно возможный максимальный объем производства товара 1 на единицу затрат и возможный максимальный объем производства товара 2 на аналогичную единицу затрат в рассматриваемой стране.

1. Цена товара і на внутреннем рынке рассматриваемой страны в условиях отсутствия внешней торговли определяется как внутренняя равновесная цена (РВР) при условии равновесия спроса на товар і (D) и его предложения (S):

D = S > PBP (1)

2. Вид функции спроса на импорт товара і в рассматриваемой стране определяется как разница между спросом (D) и предложением (S):

Dm = D – S (2)

3. Вид функции экспортного предложения товара і в рассматриваемой стране определяется как разница между предложением (S) и спросом (D) на данный товар на внутреннем рынке:

SX = S – D (3)

4. При условии, что издержки на транспортировку товара равны нулю, мировая цена на товар на внешнем рынке (PW) определяется путём уравновешивания спроса на импорт (DM) и экспортного предложения данного товара (SХ):

DM = SX > PW (4)

Из теории Хекшера – Олина и теоремы Столпера – Самуэльсона следует, что чем больше тот или иной фактор производства специализирован на производстве экспортной продукции, тем больше он выигрывает в результате внешней торговли (обратное справедливо для фактора, сконцентрированного в импортозамещающем производстве).

Степень экспортной специализации і-го фактора производства определяется согласно формуле:

, (5)

где Q i x – доля дохода фактора і в стоимости экспорта;

Q i m - доля дохода фактора і в стоимости конкурирующей с импортом продукции, равной по объему импорту;

Q i y - доля дохода фактора і в национальном доходе;

6. Для ответа на ситуационные вопросы используйте теорему Столпера – Самуэльсона и теорему Рыбчинского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: