22. В чем сущность партисипаторной демократии:
А) в потребности в политических знаниях и действиях
Б) в участии граждан в политике
В) в участии граждан в делах государства
Г) в вовлечении населения в процесс принятия решений
23. Согласно каким ученым власть возникает в результате преодоления одним субъектом сопротивления другого?
А) П. Блау, Д. Хиксона.
Б) Д. Конрайта, Б. Рейвена, К. Леви.
В) Дж. Ронга.
Г) М. Фуко, П. Бурдье.
Модуль 2. Политическая система.
1. Основателем системного подхода в политологии является…
А) Г. Алмонд
Б) Д. Истон
В) Т.Парсонс
Г) Л. Фон Берталанфи
2. Назначение политической системы состоит в…
А) Распределении ресурсов и принуждение к признанию его обязательным для всех
Б) Сохранении общества и снижении конфликтности
В) Развитии производства и удовлетворении потребностей общества
3. Соотнесите понятия и их определения
А. Политическая система
Б. Политический режим
В. Форма правления
1). Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности
2). Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением
3). Механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.
4. В какой форме подается импульс из внешней среды на «вход» политической системы:
А) Требование
Б) Запрос
В) Послание
Г) Поддержка
5. Принципиально важными чертами функционирования политической системы являются…
А) Изменчивость и гибкость
Б) Выживание и самосохранение
В) Поддержка власти и адаптация.
6. Соотнесите подсистемы политической системы и их элементы
А. Институциональная подсистема
Г. Коммуникационная подсистема
Д. Культурно-идеологическая подсистема
1). Средства и способы реализации власти
2). формы взаимодействия власти и общества
3). Государство, партии
4). Правовые и моральные нормы
5). Система ценностей.
7. Жизнеспособность политической системы в большей мере обеспечивается функцией
А) Регулирующей
Б) Распределительной
В) Адаптации
Г) Реагирования
8. Согласие интересов различных групп реализуется
А) Функцией политической социализации
Б) Регулирующей функцией
В) Экстракционной функцией
Г) Распределительной функцией.
9. Введите отсутствующее слово в предложении.
… политические системы активно обмениваются ресурсами.
10. На неограниченной власти одного лица или группы лиц основана политическая система
А) Тоталитарная
Б) Авторитарная
В) Демократическая.
11. Для какой политической системы характерна расколотость политической культуры?
А) Англо-американской
Б) Европейско-континентальной
В) Доиндустриальной
Г) Тоталитарной.
12. Введите отсутствующее слово
Принцип …… подразумевает способность власти создавать у населения веру и убеждение в правомерности существующих политических институтов.
13. Форма правления, когда государственная власть осуществляется одним человеком и передается по наследству, - это ……
14. В какой стране форма правления представлена парламентской монархией?
А) Россия
Б) ФРГ
В) Великобритания
Г) Франция
Д) США
Е) Аргентина.
15. Форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, называется …..
16. Верно ли, что при монархической форме правления предусматривается юридическая ответственность главы государства в определенных случаях?
17. Верно ли, что признаком смешанной республики является принцип двойной ответственности правительства?
18. Как называется теория, представители которой считают, что основной причиной возникновения государства является промысел божий?
А) антропологическая;
Б) этатическая;
В) теологическая;
Г) марксистская.
19. Как называется теория, представители которой считают, что основной причиной возникновения государства является общественная природа человека?
А) антропологическая;
Б) марксистская;
В) теологическая;
Г) социологическая.
20. Как называется теория, представители которой считают, что основной причиной возникновения государства является развитие производства и появление частной собственности?
А) антропологическая;
Б) марксистская;
В) теологическая;
Г) социологическая.
21. Какой форме республиканского правления свойственно следующее положение: правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в парламент страны?
А) парламентской республике;
Б) президентской республике;
В) смешанной республике.
22. Классификация политических партий на массовые и кадровые была разработана:
А) К. Марксом;
Б) М. Дюверже;
В) М. Вебером;
Г) Дж. Сартори.
23. Как называются партии, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий?
А) доктринальные;
Б) харизматические;
В) прагматические;
Г) демократические.
24. Как называются партии, в которых люди объединяются вокруг лидера?
А) доктринальные;
Б) прагматические;
В) харизматические;
Г) демократические.
25. Какие из перечисленных функций присущи партиям:
Б) защита части и достоинства граждан;
В) отбор и рекрутирование политических лидеров;
Г) агрегирование интересов граждан;
Д) артикуляция интересов граждан.
А)АБГД;
Б)БВГД;
В)АВГД;
Г) А Б В Д.
26. Кто является автором концепции естественного состояния общества как «война всех против всех»?
А) Д. Локк;
Б) Т. Гоббс;
В) Ш. Монтескье;
Г) Н. Макиавелли.
27. Кто является автором концепции естественного состояния общества как «состояния полной свободы, как в отношении действий людей, так и в отношении распоряжения своим имуществом»?
А) Д. Локк;
Б) Т. Гоббс;
В) Ш. Монтескье;
Г) Н. Макиавелли.
28. Кто является автором концепции гражданского общества как набора независимых ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством?
А) Д. Локк;
Б) Т. Гоббс;
В) Ш. Монтескье;
Г) Н. Макиавелли.
29. Существует ли в Российской Федерации гражданское общество?
А) гражданское общество в нашей стране уже существует и успешно
развивается;
Б) России далеко до полноценного гражданского общества и поэтому
оно у нас невозможно (это дело далекого прошлого);
В) в России идет сложный процесс формирования гражданского
общества.
30. Каково соотношение понятий гражданского общества и государства?
А) государство входит в гражданское общество;
Б) гражданское общество входит в государство;
В) гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга.
31. Какую роль играют крупные политические партии ио взаимодействии институтов гражданского общества и государства?
А) партии как институт гражданского общества;
Б) партии как институт политической системы общества;
В) партии как посредник между гражданским обшеством и государственными органами.
32. Три типа политических культур - патриархальный, подданнический и активистский, выделили:
Б) Г. Алмонд и С. Верба
В) Р. Маркрис и В. Нойман.
33. Патриархальный тип политической культуры характеризуется:
А) полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней;
Б) активным участием индивидов в политической жизни, основанным на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия;
В) пассивным политическим поведением, ориентацией на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствием самостоятельного осмысления этих ценностей.
34. Подданический типа политической культуры характерен:
А) полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней;
Б) активным участием индивидов в политической жизни, основанным на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия;
В) пассивным политическим поведением, ориентацией на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствием самостоятельного осмысления этих ценностей.
35. Активистский тип политической культуры характеризуется:
А) полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней;
Б) активным участием индивидов в политической жизни, основанным на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия;
В) пассивным политическим поведением, ориентацией на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствием самостоятельного осмысления этих ценностей.
36. Термин "политическая культура" впервые появился в трудах:
А) Г. Алмонда
Б) К. фон Бойме
В) И. Гердера
37. Исключите лишний элемент из списка функций политической культуры:
А) идентификации
Б) ориентации
В) адаптации
Г) социализации
Д) централизации
Е) интеграции
Ж) коммуникации.
38. Такая функция политической культуры, как функция социализации, характеризует:
А) потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
Б) стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
В) обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
39. Типология политических культур, в основе которой лежит специфика стран и регионов разработана:
А) Е. Вятром
Б) X. Экстайном
В) Г. Алмондом и С. Верба
Г) Д. Элазаром
Д) Р. Шварценбергом.
40. Типология политических культур, в основе которой лежат типы ориентации граждан в политической игре разработана:
А) Е. Вятром
Б) X. Экстайном
В) Г. Алмондом и С. Верба
Г) Д. Элазаром
Д) Р. Шварценбергом.
41. Типология политических культур, в основе которой лежит открытость / закрытость политических ценностей к инокультурным контактам разработана:
А) Е. Вятром
Б) X. Экстайном
В) Г. Алмондом и С. Верба
Г) Д. Элазаром
Д) Р. Шварценбергом.
42. Типология политических культур, в основе которой лежат идеологические различия разработана:
А) Е. Вятром
Б) X. Экстайном
В) Г. Алмондом и С. Верба
Г) Д. Элазаром
Д) Р. Шварценбергом.
43. В политической культуре какого современного общества центральное место занимают ценности коммунитаризма, играющие ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни?
А) Шведского
Б) Американского
В) Российского
Г) Китайского.
44. Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется:
А) политической аккультурацией
Б) политической адаптацией
В) политической социализацией
Г) политическим самоутверждением.
45. Классическая теория политической социализации, разработана:
А) Л. Коэном
Б) Д. Истоном
В) Р. Липтоном
Г) Т. Парсонсом.
46. Состояние при котором человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения -
А) Вторичная социализация
В) Политическая персонализация.
47...... характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций.:
А) Вторичная социализация
В) Политическая персонализация.
48. Процесс, характеризующийся влиянием самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью, называется:
А) Вторичной социализацией
Б) Первичной социализацией
В) Обратной социализацией.
49. Исключите лишний элемент из типологизации политической социализации:
А) гармонический тип
Б) альтруистический тип
В) гегемонистский тип
Г) плюралистический тип
Д) конфликтный тип.
50. Какая из современных политических идеологий заимствовала от идеологии Просвещения идею естественных прав человека:
А) Либерализм
Б) Консерватизм
В) Социализм.
51. Название какой из современных политических идеологий берет свое начало от названия известного журнала, выпускавшегося в 1815г. Ф.Р. Шатобрианом:
А) Либерализм
Б) Консерватизм
В) Социализм.
52. Представителем современного социального либерализма является:
А) Л. Уорд
Б) Р. Дарендорф
В) Т. Грин
53. Какая из современных политических идеологий считает, что всеобщее абсолютное равенство индивидов в общесте не обязательно и не желательно:
А) Либерализм
Б) Консерватизм
В) Социализм.
54. Среди традиционных ценностей этой идеологии приоритет принадлежит национальной культуре, сохранение верности которой рассматривается как необходимое условие общественного прогресса:
Б) Социальный консерватизм
В) Гуманистический социализм.
55. Назовите лишнюю в списке идеологий:
А) Марксизм-ленинизм
Б) Социал-демократия
В) Большевизм
Г) Коммунизм.
Модуль 3. Политические процессы и мировая политика.
1. Какая группа ученных утверждала, что политическое развитие обуславливает прогресс общества, но само определяется качеством политической элиты.
А) В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс.
Б) Г. Алмонд, Д. Пауэлл.
В) Д. Эптер, Л. Пай.
2. Какие критерии дают возможность измерить степень модернизированности политики с точки зрения Г. Алмонда и
Д. Пауэлла?
А) Дифференциация политических ролей,
Б) Специализация политических институтов,
В) Уровень адаптивности политической системы к изменениям,
Г) Секуляризированность культуры.
3. Кто из ученых связывает политическое развитие с процессом институциализации политических организаций и процедур:
А) С. Хантингтон,
Б) Г. Алмонд,
В) Д. Эптер
4. Какой тип политического процесса строится на признании формального равенства и относительной автономности его главных участников.
А) Вертикально организованный политический процесс.
Б) Горизонтально организованный политический процесс.
5. К конфликтам, возникающим по вертикали можно отнести:
А) Конфликты внутри социальных и политических структур,
Б) Конфликты между руководящими структурами и подчиненными,
В) Конфликты, охватывающие лишь часть социальных структур.
6. Что характерно для кризиса идентичности:
А) Распад идеалов и ценностей, лежавших в основе ранее доминировавшей политической культуры заставляет людей искать новые духовные ориентиры для осознания своего места в обществе и своих связей с государством.
Б) Кризис идентичности обусловлен ломкой привычных форм и механизмов вовлечения граждан в политику при увеличении числа стремящихся к участию в управлении и создании нового баланса политических сил.
В) Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан
7. Как называется кризис, возникающий в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых формах и средствах политического регулирования, нормах справедливого правления и с другими ценностями массового сознания.
А) Кризис «проникновения»,
Б) Кризис легитимности,
В) Кризис участия.
8. Установите соответствие:
А. Конфликт интересов | А. Конфликты, вызванные разными ценностными ориентациями. |
Б. Ценностные конфликты | Б. Конфликты, в которых проявляются разнообразные течения этноцентризма, в т.ч. национализма и шовинизма, препятствующие общенациональному объединению и идентификации с определенной политической системой. |
В. Конфликты идентичности | В. Конфликты по поводу распределения благ в обществе между различными социальными группами и слоями. |
9. Политический процесс данного типа характерен для традиционных обществ, где отсутствует автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, секуляризированная культура:
А) Политический процесс технократического типа,
Б) Политический процесс харизматического типа,
В) Политический процесс идеократического типа.
10. Какие из перечисленных суждений верны?
А) Политический конфликт – это противоборство субъектов политического процесса за обладание государственной властью или политическое влияние.
Б) Мирное разрешение политических конфликтов не возможно.
В) За исходом конфликта часто следует постконфликтный синдром.
11. К кризисам политического развития не относят:
А) Кризис легитимности,
Б) Институциональный кризис
В) Кризис участия
12. Обстоятельством, ведущим к дестабилизации политических процессов может быть:
А) Отсутствие поддержки существующего режима страны,
Б) Ускорение индустриального развития, сопровождаемое трансформацией социальных связей,
В) Высокие темпы экономического развития.
13. Автором теории двух «идеальных типов» политического процесса является:
А) М. Вебер,
Б) Л. Пай,
В) Д. Эптер.
14. Субъектами политических конфликтов являются:
А) Политические лидеры,
Б) Национальные или территориальные общности,
В) Федеральный центр и субъекты федерации,
Г) Все выше перечисленное.
15. К числу основных принципов урегулирования политических конфликтов не относится принцип:
А) Научности,
Б) Взаимного права вето,
В) Деполитизации.
16. Понятие "Хартленд" было впервые введено…?
А) Макиндером в работе "Географическая ось истории" (1904)
Б) Макиндером в работе "Круглая планета и завоевание мира" (1943)
В) Спайкменом в работе "География мира" (1944)
Г) Макиндером в работе " Демократические идеалы и реальность" (1919)
17. Кто является автором термина геополитика?
А) Ратцель
Б) Хаусхофер
В) Макиндер
Г) Челлен
18. Тип цивилизации, характеризуемый понятием "морское могущество" называется?
А) Талассократия
Б) Охлократия
В) Меритократия
Г) Теллурократия
19. Тип цивилизации, характеризуемый понятием "сухопутное могущество" называется?
А) Талассократия
Б) Охлократия
В) Меритократия
Г) Теллурократия
20. Кому принадлежит фраза: "кто правит Восточной Европой, господствует над хартлендом; кто правит хартлендом, господствует над Мировым Островом; Кто правит Мировым Островом, господствует над миром":
А) Ратцель
Б) Макиндер
В) Спайкмен
Г) Мэхэн
21. Кому принадлежит фраза: "тот, кто доминирует над римлендом, доминирует над Евразией; Тот, кто доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках":
А) Ратцель
Б) Макиндер
В) Спайкмен
Г) Мэхэн
22. Формула "Конец истории" Ф. Фукуямы означает:
А) Окончательную победу либеральных ценностей в мире
Б) Завершение развития капитализма в Западной Европе
В) Отсутствие любой альтернативы либеральным демократическим ценностям
Г) Конец всемирной истории и разделения мира на локальные цивилизации
23. Предметом геополитики выступает
А) взаимосвязь государственной политики и пространственных характеристик государств
Б) взаимосвязь внешней политики государства и его географического положения
В) зависимость внутренней политики государства от его внешней политики
Г) зависимость внешней политики государства от его внутренне политики
24. Какое государство не является членом ЕС:
А) Норвегия
Б) Швеция
В) Финляндия
Г) Дания
25. Ядерными державами в Европе являются:
А) Германия и Франция
Б) Франция и Великобритания
В) Великобритания и Бельгия
Г) Германия и Великобритания
26. Какие страны - бывшие республики СССР образуют ГУАМ?
А) Грузия, Украина,Азербайджан,Молдова
Б) Грузия, Узбекистан, Азербайджан,Молдова
В) Грузия, Украина, Армения, Молдова
Г) Грузия, Узбекистан, Азербайджан,Македония
Модуль 4. Прикладная политология.
1. Политическое решение, направленное на согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно меняющихся обстоятельства, называются…
А) Инновационным.
Б) Программированным.
В) Координационным.
Г) Нормативным.
2. Направление политологии, в центре внимания которого проблема рационального выбора индивида в политике, политические результаты и последствия взаимодействия рациональных индивидов – это …
Б) Бихевиорализм.
Г) Теория рационального выбора.
3. Верны ли суждения?
1). Смысл, природа и назначение власти в обществе в широком понимании – это цель философского уровня познания мира политического.
2). Социологический уровень познания раскрывает принципы и мотивы политического поведения групп и индивидов.
А) Оба суждения не верны.
Б) Оба суждения верны.
В) Верно только 1).
Г) Верно только 2).
4. Непосредственно связана с практикой политического управления и выработкой решений – это …
А) Теория политики.
Б) Политическая феноменология.
В) Сравнительная политология.
5. Условно политологию можно разделить на …
А) Диалектическую и метафизическую.
Б) Теоретическую и прикладную.
В) Региональную и государственную.
Г) Субъективную и объективную.
6. Метод политологии, который рассматривает объект исследования как целостный, сложно организованный, саморегулирующийся механизм, находящийся во взаимодействии с окружающей средой – это …
А) Структурно-функциональный анализ
Б) Системный метод
В) Бихевиористский метод
Г) Институциональный метод
7. К общелогическим методам познания относятся …
А) Социологический.
Б) Абстрагирование.
В) Нормативный.
Г) Анализ и синтез.
8. Методом, ориентирующим на изучение поведенческих механизмов политической активности индивидов выступает …
А) Системный.
Б) Сравнительный.
В) Антропологический.
Г) Бихевиористский.
9. К методам эмпирических исследований относятся …
А) Анкетный опрос.
Б) Диалектический,
В) Логический.
Г) Наблюдение.
10. К прикладным отраслям политологии можно отнести
А) Теорию государства и права.
Б) Теорию и практику политических технологий.
В) Теорию общественного договора.
Г) Систему социального контроля.
11. Начальным этапом в процессе принятия политического решения является...
А) Построение повестки дня.
Б) Оценка результатов осуществления решения.
В) Утверждение решения.
Г) Формулирование альтернатив.
12. Политическое прогнозирование в своей основе имеет логическую последовательность операций, в которой выделяются …
А) Экспертизу, выработку рекомендаций, решения.
Б) Диагностику, исследование фона, построение дерева проблем.
В) Построение модели, экспертиза, эксперимент.
Г) Предпрогнозное ориентирование, собственно прогноз, рекомендации для решения.
13. К общим методам политологии относятся:
А) Исторический.
Б) Логический.
В) Бихевиористский.
Г) Диалектический.
14. Консервативной тенденцией в процессе принятия политического решения называют …
А) Восприятие проблем сквозь призму собственной позиции и опыта.
Б) Неспособность менять свое мнение при появлении новой информации.
В) Убежденность в причинности, когда таковой не существует.
Г) Склонность полагаться на легко восстанавливаемые в памяти события в ущерб другой информации.
15. Изучение субъективных механизмов политического поведения, влияния на него сознания и подсознания – это предмет прикладного исследования политической …
А) Истории.
Б) Социологии.
В) Психологии.
Г) Геронтологии.
16. Преобразование политической воли субъекта в конкретную модель его будущих действий с достижением желаемого результата называется политическим …
А) Диагностированием.
Б) Решением.
В) Выбором.
Г) Прогнозом.
17. Какой метод политической науки сыграл значительную роль в становлении и развитии прикладной политологии:
А) Антропологический.
Б) Сравнительный.
В) Бихевиористский.
Г) Социологический.
18. Установите соответствие методов политической науки и их суть:
1. Психологический.
2. Бихевиористский.
3. Моделирование.
4. Коммуникативный.
А. Исследование политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей.
Б. Изучение поведенческих механизмов политической активности индивидов.
В. Разработка кибернетической модели политического процесса, рассматривая политические структуры как коммуникативные единицы, единицы общения.
Г. Изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов логических мотиваций.
19. В рамках прогностической функции политическая наука …
А) Изучает объективные закономерности и тенденции, влияющие на преобразование политической системы.
Б) Разрабатывает теорию и методологию исследования политических явлений, институтов и процессов.
В) Предоставляет долгосрочные и краткосрочные прогнозы возможностей политического развития.
Г) Формирует гражданственность, политическую культуру людей.
20. К технологиям социально-политической экспертизы относят метод …
А) Статистический.
Б) «Дельфи».
В) Системный.
Г) Структурно-функциональный
Раздел VII. Темы реферативных работ
К каждой теме реферативного разбора в скобках указаны номера источников/учебников из списка литературы, обязательные для использования при написании реферата.
1. Предмет политологии, ее содержание и методы (19, 58,59,64,76).
2. Место политологии в системе наук об обществе (30,58,59,64,76).
3. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима (Платон, Аристотель, Цицерон - 1,2,30,59,76).
4. Политические взгляды Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Э. Локка (3,4,30,39,59,76).
5. Политические взгляды Ш. Монтескье, Д. Мэдисона (3,4,19,30,39,59,56,76).
6. Политическое учение Ж.Ж. Руссо (3,4,19,39,56,58).
7. Политическое учение Д.С. Милля (5,19,39,56,58).
8. Вклад М. Вебера в политическую мысль (5,19,39,56,58,76).
9. Развитие политической мысли и политической науки в России (15,19,42,58).
10. Происхождение, сущность и природа политики (18,58,76).
11. Взаимоотношения политики с другими сферами жизни общества (14,18,59).
12. Природа власти и эволюция ее форм (19,23,47,48).
13. Легитимность власти и ее типы (19,23,47,48).
14. Ресурсы власти и ее виды (19,58,59,76).
15. Понятие политической элиты и ее первые концепции (19,43,76).
16. Происхождение политической элиты и ее роль в обществе (12,20,43).
17. Причина элитарности общества и системы рекрутирования элит (19,43,59).
18. Номенклатурная система в СССР, ее сущность и последствия (19,59,72).
19. Природа политического лидерства (30,59,76).
20. Типология и функции лидеров (19,59,76).
21. Выборы и избирательные системы (13,54,57,59).
22. Структура политической системы и ее функции (19,59,76).
23. Тоталитаризм как тип политического режима (19,27,76).
24. Авторитарный режим (30,27,76).
25. Понятие и основные черты современной демократии (21).
26. Происхождение и сущность государства (19,30,58,59).
27. Формы правления и формы государственного устройства (31,33,34,35,52).
28. Правовое социальное государство (58,68,76).
29. Гражданское общество и его основные черты (17,18,58).
30. Партии и партийные системы (19,59,76).
31. Партийная система в России: особенности формирования и функционирования (19,30,59).
32. Политическая социализация (30,59,76).
33. Политическая культура: содержание и типология (58,59,67).
34. Особенности политической культуры в России (19,58,59).
35. Права и свободы человека (51,58,59).
36. Политическое участие (19,30,76).
37. Политическая социализация личности, внешняя политика государств (19,59,76).
38. Глобальные проблемы современности и принципы межгосударственного сотрудничества (36,37,55,65).
39. Национальный вопрос в России: причины обострения, состояние, перспективы (19, 58,59,73).
40. Основные проблемы формирования партийной системы в России (19,58,59).
41. Государственное строительство в России: проблемы формирования эффективных управленческих структур (23,24,34).
42. Исполнительная власть в России: ее сила и слабость (24,34).
43. Государственная молодежная политика и механизм ее реализации (30,58,59).
44. Новая российская идеология: основные проекты и проблемы (7,8,9,26,44).
45. Проблема «Чеченской войны» в контексте общефедеральной политики (28,44,55).
46. Социальная политика и условия ее реализации (19,30,76).
47. Россия и проблема расширения НАТО (6,9,28,32,37,49).
48. Россия и СНГ: проблемы взаимоотношений (6,31,32,36).
49. Актуальные проблемы политической науки (5, 7, 8, 9, 10, 37, 42, 51, 76, 77, 78).
Список литературы для написания рефератов
1. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция /
Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 832с.
2. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.2: Зарубежная политическая мысль XX в. / Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 830с.
3. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.3: Политическая мысль в России: первая половина XIXв. / Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 798с.
4. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.4: Политическая мысль в России: вторая половина XIX-XXв. / Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 829с.
5. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.5: Политические документы / Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 765с.
6. Актуальные вопросы глобализации (материалы круглого стола) // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - № 4. – С.37 – 52.
7. Актуальные вопросы глобализации (материалы круглого стола) // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - № 5. – С.41–57.
8. Алтухов, В. Многомерный мир третьего тысячелетия /
В. Алтухов // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. -№ 7. – С. 51–93.
9. Арбатов, А. Национальная безопасность России в многополярном мире / А. Арбатов // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - № 10. – С. 18–24.
10. Ахременко, А.С. Политическое прогнозирование на российском фоне / А.С. Ахременко // Вестник МГУ. Политические науки. – 1999. - № 1. – С.28–32.
11. Ачкасов, В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество / В.А. Ачкасов // ПОЛИС. – 2001. -№ 3. – С.83–92.
12. Ашин, Г. Толерантность и элита / Г. Ашин // Власть. – 2002. - № 5. – С.28–26.
13. Балашова, А.Н. Технологии избирательной кампании в западной политической науке / А.Н. Балашова // Вестник МГУ. Сер. Политические науки. – 2000. -№ 2. – С.62 – 79.
14. Бикбов, А.Т. Мораль в политике / А.Т. Бикбов // ПОЛИС. – 2002. - №4. – С.112-120.
15. Бойцова, О.Ю. Политическая наука в ХХ веке: общие характеристики и основные этапы становления / О.Ю. Бой-цова // Вестник МГУ.Сер.Политические науки.–2001. № 1.– С.5–18.
16. Борисенков, А.А. О предмете и содержании политологии / А.А. Борисенков // Социально-гуманитарные знания.–2001. - № 4. – С. 142 – 153.
17. Володин, А.Г. Гражданское общество и модернизация в России (истоки и современная проблематика) / А.Г. Во-лодин // ПОЛИС. – 2000. - № 3. – С.104 – 116.
18. Володин, А.Г. Смена парадигмы: гражданское общество и политика в России / А.Г. Володин // ПОЛИС. – 1998. -№ 6. – С.92–102.
19. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку: учебное пособие для студентов вузов / К.С. Гаджиев. - 3-е изд., перераб. и доп.–М.: Издательство Корпорация Логос, 2002. – 544с.
20. Гаман–Голутвина, О.В. Политическая элита – определение основных понятий / О.В.Гаман–Голутвина // ПОЛИС. – 2000. - № 3. - С. 97 – 103.
21. Гельман, В.Я. Демократизация, структурный плюрализм и неустойчивый бицентризм: Волгоградская область /
В.Я. Гельман // ПОЛИС. – 2000. - № 2. – С.111 – 132.
22. Глазьев, С.Ю. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001гг. / С.Ю. Глазьев, С.Г. Кара-Мурза,
С.А. Батчиков. – М.: Эксмо, 2003. - 368с.
23. Головков. А. Некоторые штрихи облика верховной власти в России / А. Головков, А. Шахунянц // Власть. –2001. - № 6. – С. 18–21.
24. Голосов, Г.В. «Партии власти» и российский институ-циональный дизайн: теоретический анализ / Г.В. Голосов, А.В. Лихтенштейн // ПОЛИС. – 2001. - № 1. – С.6– 14.
25. Грачев, Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях / Г.В. Грачев // ПОЛИС. – 2000. -№ 3. – С. 151 – 156.
26. Гуторов, В.А. Современная российская идеология как система и политическая реальность / В.А. Гуторов// ПОЛИС. – 2001. -№ 3. – С. 72 – 82.
27. Дибров, Н.З. Теоретические основы типологии политических режимов / Н.З Дибров // Философские исследования.–2002. -№2. – С.26-40.
28. Доктрина информационной безопасности Российской Феде-рации // Российская газета. 28 сентября. – 2000. С.4-6.
29. Дурдин, Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения / Д.М.Дурдин // ПОЛИС.–2000.-№ 2.–
С.133-151.
30. Демидов, А.И. Основы политологии / А.И. Демидов,
А.А. Федосеев. – М.: Высшая школа, 1996. – 270с.
31. Евангелиста, М. Геополитика и будущее Российской Феде-рации / М. Евангелиста// ПОЛИС. – 2002. - № 2.- С. 82 – 100.
32. Замятин, Д.Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в ХХ веке / Д.Н. Замятин // ПОЛИС. – 2001. –
№ 6. – С.97 – 115.
33. Замятин, Д.Н. Пространство российского федерализма /
Д.Н. Замятин, Н.Ю. Замятина // ПОЛИС. – 2000. - № 5.–
С. 98 – 109.
34. Захаров, А.А. «Исполнительный федерализм» в современной России / А.А. Захаров // ПОЛИС. – 2001. - № 4. –
С. 122 – 131.
35. Зубов, А.Б. Унитаризм или федерализм (к вопросу о будущей организации государственного пространства России) / А.Б. Зубов // ПОЛИС. – 2000. - № 5. – С. 32–54.
36. Иванов, А.В. Евразийское мировоззрение и геополитические приоритеты России в XXI веке / А.В. Иванов // Вестник МГУ. Политические науки. – 2000. - № 3. - С.3–20.
37. Иванов, Н. Глобализация и проблемы оптимальной страте-гии развития / Н. Иванов // Мировая экономика и между-народные отношения. – 2000. - № 2. – С.18–22.
38. Ильин, М.В. Сравнительная политология / М.В. Ильин // ПОЛИС. – 2001. - № 4. – С.162–175.
39. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ В.С. Нерсесянц [и др.]. – изд. 2-е, стереотип.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. – 736 с.
40. Казанцев, А.А. Политическая наука: проблема методологической рефлексии / А.А. Казанцев // ПОЛИС. – 2001. - № 6. – С. 51–53.
41. Кинг, П. Классифицирование федераций / П. Кинг // ПОЛИС. –2000. - №5. – С.6–18.
42. Коваленко, В.И. Политическая наука и политологическое образование в России / В.И. Коваленко // Вестник МГУ. Политические науки. – 2001. -№ 5. – С.7–12.
43. Коргунюк, Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства / Ю.Г. Кор-гунюк // ПОЛИС. – 2001. - № 1-2. – С. 30–48; 24–39.
44. Крутских, А. О международной информационной безопас-ности / А. Крутских, А. Федоров // Международная жизнь. – 2000. - № 2. – С. 37-48.
45. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г.Кара-Мурза. – М.: АЛГОРИТМ_КНИГА, 2004. – 832 с.
46. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти; пер. с нем. – М.:
AD MARGINEM, 1997. – 528 с.
47. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // ПОЛИС. – 2000. - № 1. – С.97–107.
48. Ледяев, В.Г. Формы власти: типологический анализ /
В.Г. Ледяев // ПОЛИС. – 2000. - № 2. – С.6–18.
49. Литвинович, М.А. Политические стереотипы в сознании россиян / М.А. Литвинович // Вестник МГУ. Политические науки. – 2002. - № 2. – С.88–101.
50. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. – СПб.: Макет, 1995. – 444 с.
51. Мирский, Г. Россия в современном мире: взгляды амери-канских политиков и ученых / Г. Мирский // Мировая эко-номика и международные отношения.– 1999. - № 12–С.3–12.
52. Моммен, А. Заявка В. Путина на власть: конец российского федерализма?/ А. Моммен // Полис. – 2000. - № 5.– С.70–80.
53. Морозов, И.Л. Информационная безопасность политической системы / И.Л. Морозов // Полис. – 2002. - № 5. – С.134–145.
54. Нечаев, В.Д. Избиратель – покупатель, продавец или вкладчик? / В.Д. Нечаев // Полис. – 2001. - № 6. – С.40–50.
55. Новикова, Г.В. Сильная стратегия слабых (террор в конце ХХ века) / Г.В. Новикова // Полис. – 2000. - № 1.–С.169–172.
56. Общественно-политическая мысль европейского просвеще-ния. / Н.М. Мещерякова [и др.]. – М.: Книжный дом «Уни-верситет», 2002. – 383 с.
57. Особая зона: выборы в Татарстане / В.В. Михайлов [и др.] – Ульяновск: КОМПА, 2000. – 318 с.
58. Политология: курс лекций / М.Л. Марченко [и др.] – 4 изд., переараб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 683 с.
59. Пугачев, В.П. Введение в политологию: учебник для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4 изд. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
60. Рязанцев, В.В. Федеративные проблемы российской госу-дарственности / В.В. Рязанцев, А.А. Одинцов // Вестник МГУ. Социология и политология. – 2001. - № 1. – С.44–64.
61. Сазонов, И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления / И.А. Сазонов // Вестник МГУ. Политические науки. – 2000. - № 2. – С.107–116.
62. Семченков, А.С. Теоретико-методологические аспекты ис-следования национальной безопасности России / А.С. Сем-ченков // Вестник МГУ. Политические науки. – 2002. –
№ 2. – С.46–62.
63. Соловьев, А.И. Политическая идеология: логика исто-рической эволюции / А.И. Соловьев // Полис. – 2001. –
№ 2. – С.5–23.
64. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория. Поли-тические технологии: Учебник для студентов вузов /
А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.
65. Соловьев, Э.Г. Геополитический анализ международных проблем современности: pro et contra / Э.Г. Соловьев // Полис. – 2001. - № 6. – С.116–129.
66. Тузиков, А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая / А.Р. Тузиков // Полис. – 2002.- № 5. – С. 123–132.
67. Тимофеев, Т.Т. Политическая культура и общественные сдвиги / Т.Т. Тимофеев. – М.: Мысль, 1996. – 189 с.
68. Токвиль, А Де. Демократия в Америке / А. Де Токвиль. – М.: Прогресс, 1992. – 408 с.
69. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2002. – 672 с.
70. Хайек, Ф.А. Дорога к рабству / Ф.А. Хайек // Вопросы философии.-1990. - №10-12. – С.41-87.
71. Хаттингтон, С. Столкновение цивилизаций?/С. Хаттингтон // Полис. – 1994. - №1. – С.31-35.
72. Халипов, В.Х. Кратология - наука о власти: Концепция /
В.Х. Халипов. – М.: Экономика, 2002. – 367 с.
73. Хесле, В.Л. Национализм и пути реализации межэтнических противоречий / В.Л. Хесле // Полис. –1996. - №4. – С.9-14.
74. Хрусталев, Е. Военная безопасность России: замыслы и реалии / Е. Хрусталев, В. Цымбал // Мировая экономика и международные отношения. – М., 2001. - № 1. – С. 34–41.
75. Фукуяма, Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма.- М.: АСТ,
2003. – 480 с.
76. Медведев, Д.А. Россия, вперёд! [Электронный ресурс]
Д.А. Медведев – Режим доступа: https://www.kremlin.ru/news/5413, свободный.
77. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному
Собранию Российской Федерации. 12.11.2009. [Электронный
ресурс] Д.А. Медведев – режим доступа:
https://www.kremlin.ru/transcripts/5979, свободный.
78. Материалы XI съезда политической партии “Единая Россия”
– Российская газета (центральный выпуск) №5045 от
23.11.2009 г. [электронный ресурс]:
https://www.rg.ru/gazeta/rg-centr/2009/11/23.html, свободный.
Раздел VIII. Контрольные задания для студентов заочной формы обучения
При определении номера контрольного задания студент должен руководствоваться следующим алгоритмом: из перечня всех предложенных контрольных работ студент может выполнить одну из работ, последняя цифра в номере которой совпадает с последней цифрой номера его зачетной книжки (например: последняя цифра номера зачетной книжки – 5, значит может быть выполнена работа под номером 5, 15 или 25).
Контрольная работа может быть выполнена как в рукописном, так и в машинописном варианте. Титульный лист должен соответствовать форме, принятой на кафедре ГМУС КГТУ (см. Приложение 2).
На титульном листе работа должна иметь регистрационный номер деканата факультета, на котором обучается студент. Контрольная работа является основой контроля знаний студентов заочной формы обучения в совокупности с устным зачетом, поэтому наличие ее у студента на зачете обязательно.
Каждая из предложенных контрольных работ включает в себя:
1. Тему реферативного изложения.
2. Тему доклада.
3. Задания из рабочей тетради.
4. Тестовые задания.
Перечень контрольных работ
Контрольная работа №1.
1. Вопрос 2 Семинара 1.
2. Вопрос 1 Семинара 7.
3. Задание 1 СРС 8.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 1
Модуля 2 – 1, 26
Модуля 3 – 25
Модуля 4 - 16.
Контрольная работа №2.
1. Вопрос 3 Семинара 1.
2. Вопрос 2 Семинара 7.
3. Задание 2 СРС 8.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 2
Модуля 2 – 2, 27
Модуля 3 – 24
Модуля 4 - 17.
Контрольная работа №3.
1. Вопрос 4 Семинара 1.
2. Вопрос 3 Семинара 7.
3. Задание 3 СРС 8.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 3
Модуля 2 – 3, 28
Модуля 3 – 23
Модуля 4 - 18.
Контрольная работа №4.
1. Вопрос 5 Семинара 1.
2. Вопрос 1 Семинара 6.
3. Задание 4 СРС 8.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 4
Модуля 2 – 4, 29
Модуля 3 – 22
Модуля 4 - 19.
Контрольная работа №5.
1. Вопрос 6 Семинара 1.
2. Вопрос 2 Семинара 6.
3. Задание 5 СРС 8.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 5
Модуля 2 – 5, 30
Модуля 3 – 21
Модуля 4 - 20.
Контрольная работа №6.
1. Вопрос 3 Семинара 2.
2. Вопрос 3 Семинара 6.
3. Задание 6 СРС 8.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 6
Модуля 2 – 6, 31
Модуля 3 – 20
Модуля 4 - 1.
Контрольная работа №7.
1. Вопрос 4 Семинара 2.
2. Вопрос 2 Семинара 4.
3. Задание 1.1 СРС 7.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 7
Модуля 2 – 7, 32
Модуля 3 – 19
Модуля 4 - 2.
Контрольная работа №8.
1. Вопрос 5 Семинара 2.
2. Вопрос 3 Семинара 4.
3. Задание 1.2 СРС 7.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 8
Модуля 2 – 8, 33
Модуля 3 – 18
Модуля 4 - 3.
Контрольная работа №9.
1. Вопрос 1 Семинара 5.
2. Вопрос 2 Семинара 3.
3. Задание 1.3 СРС 7.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 9
Модуля 2 – 9, 34
Модуля 3 – 17
Модуля 4 - 4.
Контрольная работа №10.
1. Вопрос 4 Семинара 5.
2. Вопрос 1 Семинара 4.
3. Задание 1.4 СРС 7.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 10
Модуля 2 – 10, 35
Модуля 3 – 16
Модуля 4 - 5.
Контрольная работа №11.
5. Вопрос 1 Семинара 1.
6. Вопрос 3 Семинара 8.
7. Задание 10 СРС 3.
8. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 11
Модуля 2 – 11, 36
Модуля 3 – 15
Модуля 4 - 6.
Контрольная работа №12.
1. Вопрос 1 Семинара 2.
2. Вопрос 4 Семинара 8.
3. Задание 2 СРС 9.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 12
Модуля 2 – 12, 37
Модуля 3 – 14
Модуля 4 - 7.
Контрольная работа №13.
1. Вопрос 2 Семинара 2.
2. Вопрос 1 Семинара 8.
3. Задание 5 СРС 6.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 13
Модуля 2 – 13, 38
Модуля 3 – 13
Модуля 4 - 8.
Контрольная работа №14.
1. Вопрос 1 Семинара 3.
2. Вопрос 5 Семинара 8.
3. Задание 6 СРС 5.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 14
Модуля 2 – 14, 39
Модуля 3 – 12
Модуля 4 - 9.
Контрольная работа №15.
1. Вопрос 4 Семинара 3.
2. Вопрос 2 Семинара 8.
3. Задание 13 СРС 4.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 15
Модуля 2 – 15, 40
Модуля 3 – 11
Модуля 4 - 10.
Контрольная работа №16.
1. Вопрос 4 Семинара 4.
2. Вопрос 5 Семинара 6.
3. Задание 8 СРС 3.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 16
Модуля 2 – 16, 41
Модуля 3 – 10
Модуля 4 - 11.
Контрольная работа №17.
1. Вопрос 3 Семинара 3.
2. Вопрос 4 Семинара 6.
3. Задание 11 СРС 4.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 17
Модуля 2 – 17, 42
Модуля 3 – 9
Модуля 4 - 12.
Контрольная работа №18.
1. Вопрос 5 Семинара 3.
2. Вопрос 3 Семинара 5.
3. Задание 4 СРС 5.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 18
Модуля 2 – 18, 43
Модуля 3 – 8
Модуля 4 - 13.
Контрольная работа №19.
1. Вопрос 5 Семинара 5.
2. Вопрос 1 Семинара 3.
3. Задание 4 СРС 6.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 19
Модуля 2 – 19, 44
Модуля 3 – 7
Модуля 4 - 14.
Контрольная работа №20.
1. Вопрос 4 Семинара 1.
2. Вопрос 2 Семинара 5.
3. Задание 7 СРС 3.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 20
Модуля 2 – 20, 45
Модуля 3 – 6
Модуля 4 - 15.
Контрольная работа №21.
1. Вопрос 2 Семинара 3.
2. Вопрос 3 Семинара 8.
3. Задание 10 СРС 4.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 21
Модуля 2 – 21, 46
Модуля 3 – 5
Модуля 4 - 16.
Контрольная работа №22.
1. Вопрос 2 Семинара 2.
2. Вопрос 1 Семинара 7.
3. Задание 5 СРС 5.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 22
Модуля 2 – 22, 47
Модуля 3 – 4
Модуля 4 - 17.
Контрольная работа №23.
1. Вопрос 3 Семинара 2.
2. Вопрос 1 Семинара 8.
3. Задание 1 СРС 6.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 23
Модуля 2 – 23, 48
Модуля 3 – 3
Модуля 4 - 18.
Контрольная работа №24.
1. Вопрос 4 Семинара 2.
2. Вопрос 5 Семинара 8.
3. Задание 6 СРС 3.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 1
Модуля 2 – 24, 49
Модуля 3 – 2
Модуля 4 - 19.
Контрольная работа №25.
1. Вопрос 3 Семинара 7.
2. Вопрос 1 Семинара 4.
3. Задание 8 СРС 4.
4. Тестовые задания из:
Модуля 1 – 2
Модуля 2 – 25, 50
Модуля 3 – 1
Модуля 4 - 20.
Литература для подготовки контрольных заданий
Основная:
1. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку: учебное пособие для студентов вузов / К.С. Гаджиев. - 3-е изд., перераб. и доп.–М.: Издательство Корпорация Логос, 2002.– 544с.
2. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студ. вузов / Р. Т. Мухаев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 495 с.
3. Политология: учебное пособие для вузов / К.С. Идиа-туллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной.- 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. Гос. Технол. ун-та, 2007. – 200 с.
4. Пугачев, В.П. Введение в политологию: учебник для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4 изд. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
Дополнительная:
1. Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 221 с.
2. Воржецов, А.Г. Федеративные отношения в России: учебно – методическое пособие/ А. Г. Воржецов. – Казань: изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2001. – 52 с.
3. Ильин, В.В. Политология: учебник для вузов / В.В.Ильин. – 3-е изд., - М.: Книжный дом “Университет”, 2000. – 544 с.
4. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ В.С. Нерсесянц [и др.]. – изд. 2-е, стереотип.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. – 736 с.
5. Общая и прикладная политология: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Под общей редакцией В.И. Жукова,
Б.И. Краснова. Режим доступа: https://mgtu-lekcii.ru/iu/iu7/3/polit/ch_43.htm, свободный.
6. Панарин, А.С. Политология: учебник / А.С. Панарин. – 2-е изд., перераб. и доп.– М: “ПБОЮЛ С.М. Грачев”, 2001.–
448 с.
7. Политология: курс лекций / М.Л. Марченко [и др.] –
4 изд., переараб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 683 с.
8. Пугачев В.П. Введение в политологию [Электронный ресурс] / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – Режим доступа: https://polbu.ru/pugachev_politology/, свободный.
9. Симонов К.В. Политический анализ [Электронный ресурс] / К.В. Симонов. – Режим доступа: https://polbu.ru/simonov_politanalysis/, свободный.
10. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии: Учебник для студентов вузов /
А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.
11. Халипов, В.Х. Кратология – наука о власти: Концепция / В.Х. Халипов. – М.: Экономика, 2002. – 367 с.
Раздел IX. Вопросы к зачету.
1. Понятие и функции политики.
2. Предмет и структура политической науки. Место политологии в системе общественных наук.
3. Понятие и структура политической власти.
4. Современные концепции власти.
5. Классификация ресурсов политической власти.
6. Понятие государственного суверенитета.
7. Легитимность политической власти. Основания легитимности.
8. Соотношение легитимности и эффективности политической власти.
9. Понятие и признаки политической элиты.
10. Классическая теория элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс).
11. Современные теории элит: общая характеристика.
12. Каналы рекрутирования политической элиты.
13. Понятие и основные функции политической системы.
14. Механизм функционирования политической системы.
15. Типология политических систем.
16. Понятие и основные типы политических режимов.
17. Тоталитарный политический режим: понятие и признаки.
18. Авторитаризм как форма недемократического политического режима.
19. Демократический политический режим: понятие и признаки.
20. Государство: понятие, признаки и место в политической системе.
21. Понятие государственного суверенитета. Внешний и внутренний суверенитет государства.
22. Формы государственного правления, их особенности.
23. Формы государственного устройства.
24. Понятие и признаки политической партии. Место партий в политической системе общества.
25. Типология политических партий.
26. Понятие и основные типы партийных систем.
27. Понятие и основные функции политической культуры.
28. Политическая культура и социализация.
29. Типология политической культуры.
30. Понятие политической субкультуры. Типы политических субкультур.
31. Понятие, структура и формы протекания политических процессов.
32. Понятие и типы политической модернизации.
33. Вестернизация и демократизация как разновидности политической модернизации.
34. Понятие и основные типы политического конфликта.
35. Стадии развития политических конфликтов.
36. Понятие политического кризиса. Модели кризисного развития политических конфликтов
37. Формы разрешения политических конфликтов.
38. Мировая политика: понятие, содержание, цели.
39. Система международных отношений.
40. Международные организации в системе международных отношений.
41. Глобальные проблемы современности и политические пути их решения.
Основная литература:
1. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку: учебное пособие для студентов вузов / К.С. Гаджиев. - 3-е изд., перераб. и доп.–М.: Издательство Корпорация Логос, 2002.– 544с.
2. Лавриненко, В.Н. Политология / В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 419с.
3. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студ. вузов /
Р. Т. Мухаев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 495 с.
4. Политология: курс лекций / М.Л. Марченко [и др.] –
4 изд., переараб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 683 с.
5. Политология: учебное пособие для вузов / К.С. Иди-атуллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной.- 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 200 с.
Дополнительная литература:
1. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Г.Ю. Се-мигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 832с.
2. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.2: Зарубежная политическая мысль XX в. / Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 830с.
3. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.3: Политическая мысль в России: первая половина XIXв. /
Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 798с.
4. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.4: Политическая мысль в России: вторая половина XIX-XXв. / Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 829с.
5. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.5: Политические документы /Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 765с.
6. Воржецов, А.Г. Федеративные отношения в России: учебно – методическое пособие/ А. Г. Воржецов. – Казань: изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2001. – 52 с.
7. Гаджиев, К. С. Геополитические горизонты России: контуры нового миропорядка / К. С. Гаджиев. – М.: Экономика, 2007. – 750 с.
8. Глазьев, С.Ю. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001гг. / С.Ю. Глазьев, С.Г. Кара-Мурза, С.А. Бат-чиков. – М.: Эксмо, 2003. - 368с.
9. Демидов, А.И. Основы политологии / А.И. Демидов,
А.А. Федосеев. – М.: Высшая школа, 1996. – 270с.
10. Ильин, В.В. Политология: учебник для вузов / В.В.Ильин. – 3-е изд., - М.: Книжный дом “Университет”, 2000. – 544 с.
11. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ В.С. Нерсесянц [и др.]. – изд. 2-е, стереотип.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. – 736 с.
12. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием /
С. Г.Кара-Мурза. – М.: АЛГОРИТМ КНИГА, 2004. – 832 с.
13. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. – СПб.: Макет, 1995. – 444 с.
14. Мельвиль, А.Ю. Политология. Учебник./А.Ю. Мель-виль – М.: Московский государственный институт международных отношений МИД России, 2007 – 618с.
15. Общественно-политическая мысль европейского просве-щения. / Н.М. Мещерякова [и др.]. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 383 с.
16. Особая зона: выборы в Татарстане / В.В. Михайлов
[и др.] – Ульяновск: КОМПА, 2000. – 318 с.
17. Панарин, А.С. Политология: учебник / А.С. Пана-рин. – 2-е изд., перераб. и доп.– М: “ПБОЮЛ С.М. Грачев”, 2001.– 448 с.
18. Политология в схемах и комментариях: Учебное пособие /Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – Спб.: Питер, 2005. – 300с.
19. Пугачев, В.П. Введение в политологию: учебник для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Со-ловьев. – 4 изд. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
20. Разуваев, В.В. Геополитика постсоветского пространства. - М., 2005. - 647 с.
21. Соловьев, А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии: Учебник для студентов вузов /
А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.
22. Тузиков, А. Р. Основы геополитики: учеб. пособие. М.: КноРус, 2004. - 269 с.
23. Халипов, В.Х. Кратология - наука о власти: Концепция /
В.Х. Халипов. – М.: Экономика, 2002. – 367 с.
Содержание
Введение..........................................................................................3
Раздел I. Цель и задачи дисциплины, ее место в
учебном процессе............................................................................5
Раздел II. Модульная структура курса...........................................9
Раздел III. Тематика и содержание лекционного курса.............14
Раздел IV. Тематика и содержание семинарских занятий.........17
Раздел V. Рабочая тетрадь..............................................................32
Раздел VI. Тестовые задания........................................................53
Раздел VII. Темы реферативных работ.......................................79
Раздел VIII. Контрольные задания для студентов
заочной формы обучения.............................................................88
Раздел IX. Вопросы к зачету........................................................98
Библиографический список........................................................99
Приложение.................................................................................104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обозначения компетенций
Интеллектуальные действия (ИД)
№ | Наименование | Обозначение |
анализировать, синтезировать | ИД 1 | |
сопоставлять, сравнивать | ИД 2 | |
систематизировать | ИД 3 | |
обобщать | ИД 4 | |
генерировать идеи | ИД 5 | |
приобретать новые знания | ИД 6 |
Личностные свойства (ЛС)
№ | Наименование | Обозначение |
ответственность | ЛС 1 | |
инициативность | ЛС 2 | |
исполнительность | ЛС 3 | |
целеустремленность | ЛС 4 | |
организованность | ЛС 5 | |
самостоятельность | ЛС 6 |
Социальные компетентности (СК)
№ | Наименование | Обозначение |
самосовершенствование | СК 1 | |
здоровьесбережение | СК 2 | |
коммуникативность | СК З | |
гражданственность | СК 4 | |
социальное взаимодействие | СК З |
Специальные профессиональные компетентности (СПК)
1. 1 | Наименование | Обозначение |
разрабатывать технологические процессы | СПК 1 | |
корректировать технологические процессы | СПК2 | |
выполнять проекты и управлять ими | СПК 3 | |
управлять проектами | СПК 4 | |
управлять технологическими процессами | СПК 5 | |
выявлять объекты для улучшения в технике и технологии | СПК 6 | |
обеспечивать безопасность и охрану окружающей среды | СПК 7 | |
поддерживать производственную среду (соблюдать требования к производственной среде) | СПК 8 |
Общепрофессиональные компетентности (ОПК)
№ |
|