Управление Русским государством при Иване III

Во-вторых, Судебник уравнял частновладельческих крестьян с черносошными (государственными) идворцовыми в уплате налогов в казну.
В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах.
В-четвертых, впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за «двор» — хозяйственные постройки. Рассмотрение размера пожилого целесообразно провести на основе извлечения из Судебника, приведенного в конце параграфа.
В-пятых, изменяется система комплектования войска: вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»).
Подводя итоги урока, учитель вместе с учащимися фиксирует историческое значение образования Русского централизованного государства, которое можно сформулировать следующим образом:
1) завершение периода политической раздробленности и разорительных усобиц внутри страны;
2) укрепление обороноспособности страны, что позволило освободиться от монголо-татарского ига;
3) создание благоприятных условий для развития хозяйства и культуры (введена единая система мер и весов);
4) рост международного авторитета Русского государства.
В заключение можно привести цитату из текста параграфа, в которой автор XVI в. отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».

Домашнее задание: § 23; используя материал § 22—23, составить развернутый план по теме: «Образование единого государства — России в XV в.».

У р о к 26. КУЛЬТУРА И БЫТ XIV—XV вв.

Цели урока: характеристика условий развития русской культуры и быта изучаемого периода, преемственности культуры XIV—XV вв. с предшествующим периодом развития отечественной культуры.

Термины и понятия урока
Былины — русские народные эпические песни-сказания.
«Задонщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV в., воинская повесть о Куликовской битве 1380 г. Написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве».
Историческая песнь — жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях.
Светлица — часть крестьянского жилища восточных славян, парадная комната, предназначенная для рукоделия и других чистых домашних работ. Устраивалась на женской половине, преимущественно в верхней части дома (на верхних этажах).

Основные даты и события
1425—1427 гг. — построен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
XV в. — создан иконостас Благовещенского собора Кремля.
10—20-е гг. XV в. — Андрей Рублев создал «Троицу».

Персоналии
Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.) — византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, создал фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.
Даниил Черный (ок. 1360—1430 г.) — русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.) и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е гг.).
Пахомий Логофет (Пахомий Серб) (?—1480-е гг.) — русский ученый, монах, писатель XV в. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых.
Афанасий Никитин (?—1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» — ценный историко-литературный памятник.
Прохор с Городца — один из крупнейших русских живописцев начала XV в. В 1405 г. вместе с Ф. Греком и А. Рублевым расписал фресками старый Благовещенский собор Московского Кремля.
Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430 гг.) — русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Его произведения отличаются глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Вершиной творчества считают «Троицу», написанную для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Участвовал в создании росписей и икон для соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405 г.), Успенского во Владимире (1408 г.), Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (1425—1427 гг.), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве в 1420-х гг., Успенского собора в Звенигороде и др. Кроме того, был автором ряда миниатюр.
Солари Пьетро Антонио (1450—1493 гг.) — итальянский архитектор, работавший в России с 1490 г. Участвовал в строительстве стен и башен Московского Кремля (1490—1493 гг.), Грановитой палаты (1487—1491 гг.).
Филофей — русский религиозный писатель, публицист начала XVI в. В письмах к Василию III отстаивал теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (Первого и Второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян.
Фиораванти Аристотель (1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 г. в России. Построил Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии.
Фрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в., участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентации, подготовленные учащимися; фрагменты видеофильмов «Архитектура. Россия XII—XIX вв.» (М.: Кварт, 1995), «Русская икона» (М.: Кварт, 1995); фрагменты CD «История России и ее ближайших соседей»; CD «Шедевры русской живописи» (М.: «Кирилл и Мефодий», 1997); CD «Энциклопедия истории России. 862—1917».

Вариант 1. Урок защиты творческих работ учащихся. Подготовка может быть организована следующим образом: класс заранее делится на группы, которые получают тему для презентации2.

Темы для презентации:

1. Расцвет русской живописи в XIV—XV вв.
2. Православие и социокультурное развитие русского общества.
3. Литература и общественно-политическая мысль в России XIV—XV вв.
4. Возобновление каменного строительства в русских городах.
5. Южнославянское влияние на развитие литературы и искусства конца XIV—XV в.
При организации работы в такой форме учитель предваряет защиту вводным словом, в котором отражены основные тенденции развития культуры изучаемого периода.
Содержание культуры этого периода определили два взаимосвязанных между собой обстоятельства: противостояние Орде и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства.
Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре. Для культуры того времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV—XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над монголо-татарами в Куликовской битве. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель. Южнославянское влияние определено переселением выходцев из Балканских стран, подвергшихся турецкому нашествию. Некоторые из них сыграли выдающуюся роль в развитии русской культуры (митрополит Киприан, Григорий Цимбалак, Пахомий Логофет).

Вариант 2. Урок-дискуссия. Для обсуждения учащимся можно предложить следующие темы:
1) Связь развития культуры и быта изучаемого периода с важнейшими событиями XIV—XV вв.
2) Преемственность культуры XIV—XV вв. с предшествующим периодом развития культуры.
В ходе дискуссии учащиеся должны прийти к следующим выводам:
1) развитие культуры определялось социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в Русском государстве изучаемого периода, а именно: борьба с Золотой Ордой (победа в Куликовской битве) и процесс складывания централизованного государства;
2) для культуры изучаемого периода характерна идея неразрывной связи Руси XIV—XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Например, литература XIV—XV вв. унаследовала от древнерусской литературы публицистичность, в ней выдвигались на первый план важнейшие проблемы политической жизни Руси; в основе новых художественных и технических решений русских зодчих лежали традиции архитектуры домонгольского периода;
3) велико было южнославянское влияние на развитие русской литературы;
4) русская живопись обособляется от византийской (творчество Феофана Грека, Андрея Рублева).
В целом, подводя итоги, учитель обращает внимание учащихся на то, что культурное развитие изучаемого периода было важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения культуры отдельных русских земель.
Домашнее задание: § 24, вопросы 1, 4, 5, 6 после параграфа; подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по теме «Русь в ХIII—XV вв.».

У р о к 27. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
ПО ТЕМЕ «РУСЬ В XIII—XV вв.»

Цели урока: обобщение и систематизация знаний в соответствии с целями изучения темы «Русь в XIII—XV вв.»

Вариант 1. Защита творческих работ. Учащимся предлагается опережающее задание в виде проектных работ или рефератов, докладов и сообщений по теме «Русь в XIII—XV вв.».

Темы проектных работ:

1) Центры объединения Руси: проблема лидерства.
2) Международное положение Руси во второй половине XIII—XV в.
3) Влияние монголо-татарского ига на экономическое развитие Руси.
4) Налоговая политика монгольских ханов и русских князей в период ига.
Такая форма организации занятия предпочтительна, если не проводилось защиты творческих работ на предыдущем уроке.

Вариант 2. Обсуждение вопросов и заданий после главы III (выборочно). Подобный урок может быть проведен как в виде групповой работы учащихся с последующим обсуждением подготовленных ответов, так и в виде письменной работы по выбранным учителем вопросам.

Вариант 3. Урок-дискуссия. На этом уроке может быть организовано обсуждение учащимися следующих вопросов:
1) Влияние монголо-татарского ига на социально-экономическое и политическое развитие Руси.
2) Взаимоотношения Золотой Орды и русских земель в XIII—XV вв.
3) Западное влияние на Русь в XIII—XV вв.
4) Этапы формирования Русского централизованного государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: