Культура Речи Посполитой во второй половине XVII и первой половине XVIII в

Свою отрицательную роль сыграли и законодательные постановления, ограничивавшие доступ людей «низких» сословий в науку. Резко усилился религиозный фанатизм шляхты, проявлявшийся, в частности, в многочисленных «ведовских процессах», пытках и сожжении «ведьм». Латинский язык опять занял командные позиции, и целый поток латинизмов внедрялся в польскую литературу. В среде господствующего класса получил распространение особый ораторский стиль – злоупотребление макаронизмами, который был весьма далек от общенародного языка, был чужд мелкой шляхте и мещанству, не говоря уже о крестьянах.

Если всреде мещанства продолжала бытовать литература сатирического характера, которую краковский причислял к запрещенным книгам, то в высших слоях польской шляхты излюбленными стали такие жанры, как торжественная ода, панегирик и особенно героическая эпопея. Прославление католицизма и шляхетской воинственности – таково основное содержание шляхетской литературы этого времени, все более отрывавшейся от народной культуры. На облик этой литературы оказывали влияние безудержное сословное чванство и национализм шляхты, которая только себя считала и именовала «народом польским», приписывала себе древние рыцарские «сарматские» добродетели и восхваляла весь уклад своей жизни, так называемый «сарматизм», с его грубостью, невежеством, пьяным разгулом.

В произведениях польских шляхетских писателей того времени нашла отражение и освободительная борьба украинского народа. Рисуя в самых зловещих и мрачных тонах картину восстании украинских крестьян, эти писатели стремились разжечь национальную ненависть. В поэме «Гражданская война с казаками и татарами, с Москвой, а затем со Швецией и Венгрией» (1660) об этих событиях говорит Самуэль Твардовский (1600-1660), писатель промагнатской ориентации, автор панегриков, сатир, исторических поэм, развлекательных стихов. Поражения в войне с украинским народом Твардовский рассматривает как «божью кару» за грехи шляхты и, пытаясь выяснить причины восстания, даже ставит вопрос: не чрезмерно ли шляхта притесняла украинских крестьян и расправлялась с ними? Но, оставаясь на реакционных позициях, писатель не делал выводов о необходимости изменений в общественном строе.

У Анджея Максимильяна Фредры (около 1620-1679), автора исторических и военных сочинений, а также популярных у современного читателя польских и латинских афоризмов, пропитанных скептическим отношением к человеческой природе, политическая концепция сводится к прославлению шляхетской анархии, всевластия помещика, всего самого худшего, что было в общественном строе Речи Посполитой.

Представителем любовной лирики во вкусе итальянского и французского «барокко» был магнат Ян Анджей Морштын. Его произведения отличаются необычайной искусственностью, вычурностью построения и в большинстве случаев основаны на эротических мотивах.

В историографии второй половины XVII в. видное место занимает четырехтомная история Полыши Веспасьяна Коховского (1633—1700), составленная на основе правительственных актов и частной переписки. Коховский разделил свой труд на семилетние циклы — «климактеры» (он был убежден, что каждое семилетие фатально завершается крупными изменениями в судьбе государства). Хроника Коховского отражала шовинистический и воинственно-католический дух польской шляхты, ее религиозные предрассудки и суеверия. Коховский был также автором лирических и эпических произведений преимущественно религиозного или исторического содержания, проникнутых католическо-шляхетской идеологией.[28]

Особняком в литературе конца XVII в. стоят произведения Вацлава Потоцкого (1625—1696), едва ли не единственного писателя того времени, творчество которого имеет национальное значение, который продолжал прогрессивные поэтические традиции, испытывал глубокую тревогу за судьбы родины и выступал с критикой господствующего класса. Потоцкий вышел из арианской семьи, в молодости был связан с видными деятелями арианства и, приняв католицизм лишь под угрозой репрессий, сохранил свои убеждения. Глубоко отрицательно относясь к контрреформации, Потоцкий высмеивает и обличает церковников, реакционно-католическое магнатство. Сатиры и эпиграммы Потоцкого (сборники «Сад фрашек» и «Моралиа») содержат богатую картину польской жизни, носят обличительный характер, обнажают невежество, пьянство, лень, себялюбие шляхты и духовенства. Правда, Потоцкий чаще выступает как моралист и не ставит вопроса о ликвидации общественного неравенства, но он все же говорит о доле «несчастного мужика», который и «работает и платит за пана», о том, что «природа для всех одинакова», что все люди «как братья» станут «перед божьим судом». Крупнейшим произведением Потоцкого является эпическая поэма «Хотинская война», замечательная живостью батальных сцен. Обращаясь к теме борьбы с турецкой агрессией, автор поэмы противопоставляет мужество участников боев 1621 г. современной ему эгоистической и трусливой, лишенной патриотического духа шляхте. Творчество Потоцкого – крупнейшее достижение польской поэзии XVII в. Но лучшие произведения писателя, не отвечавшие вкусам шляхетского читателя тех времен, не могли быть опубликованы при его жизни, в обстановке жестокой реакции, и поэтому не оказали влияния на литературу. Их издали лишь в XIX-XX вв.

На фоне упадка художественной литературы и исторических хроник ярко выделяется обильная в XVII в. мемуарная литература, лучшим образцом которой могут служить «Воспоминания» Яна Хризостома Паска (около 1635-1701 г.г) – неоценимый источник для изучения нравов и быта того времени.

Большинство публицистов XVII в. особенно первой четверти XVIII в. выражало реакционные настроения основной массы магнатства и шляхты
и защищало теорию «золотой вольности». Эта публицистика была средством политической борьбы между различными магнатско-шляхетскими
группировками, боровшимися за влияние в стране и являвшимися орудием
иностранных держав.[29]

В середине XVII в. выдвинулись два шляхетских писателя: Шимон
Старовольский (около 1610—1656), в произведениях которых содержится немало обличительного материала о моральном разложении шляхты и духовенства, о крайних проявлениях произвола в отношении крестьян и мещан и т. п.

В шляхетской публицистике первой половины XVIII в. прозвучали и голоса немногочисленных прогрессивно настроенных представителей.господствующего класса. Они выдвигали требования политических реформ, увеличения состава постоянной армии, ставили вопрос об укреплении торговли и создании мелких промышленных предприятий, об улучшении правового положения некатоликов и о смягчении гнета, тяготевшего над мещанством и крестьянством. Среди авторов этих произведений были Станислав Лещиньский, Стефан Гарчиньский, Станислав Понятовский (отец), Антоний Потоцкий и др.

Самым выдающимся публицистом этого периода был Станислав Конарский (1700—1773). В 1733 г. он впервые выступил против liberum veto в своей брошюре «Беседа некоего помещика со своим соседом о современных обстоятельствах». В 1701—1763 гг. он написал по этому же вопросу четырехтомное произведение «Об успешном способе проведения совещаний». Свои практические выводы, направленные на улучшение государственного устройства страны, автор, пожалуй, впервые в истории польской публицистики подкреплял анализом значительного исторического материала. В «Речи о том, как сделать свою родину счастливой», Конарский ставил вопрос о разнообразных общественных реформах. В 1732 г. им же был издан первый том свода польских законодательных актов «Volumina legum».

Наконец, ему же принадлежит разработка в практическое осуществление «школьной реформы». Ее программа сводилась в основном к трем пунктам: 1) введение в обучение метода, основанного на умозаключениях из материалов текстов, бессмысленно заучиваемых на память в иезуитских школах; 2) увеличение числа изучаемых предметов (до реформы изучался главным образом латинский язык); 3) умелое сочетание учения с отдыхом, физическими упражнениями и развлечениями. «Школьная реформа» Конарского и его сочинение «Об искусстве правильного рассуждения», разбиравшее вопросы логики в антисхоластическом духе, вызвали ожесточенные нападки иезуитов, располагавших к началу XVIII в. в Польше более чем 50 коллегиями и увидевших в реформе Конарского подрыв своей монополии на руководство шляхетским образованием. [30]

Пропаганда укрепления государственной власти и «школьная реформа», которую проводил Конарский, были, несомненно, прогрессивным явлением. Они были направлены против царившей в стране феодальной анархии, хотя и не предполагали ломки крепостнического строя.

Станислав Конарский вошел в историю польской философии как один из первых борцов против схоластики в XVIII в. и предшественник польского материализма конца столетия. Однако сам он не порвал еще с религией, не перешел на позиции материализма и выступал против атеизма. В труде «О честной жизни и хорошем гражданине» и других произведениях он создал своеобразную систему морали, синкретически объединяющую античные и христианские тенденции в этике.

Польская наука середины XVIII г. получила два новых очага своего развития: основанную Конарским в 1740 г. в Варшаве среднюю школу — Collegium Nobilium, где Антоний Вишневский организовал первый в Польше физический кабинет и открытую в 1747 г. библиотеку Залуских. насчитывавшую в своих фондах около 300 тыс. книг, 10 тыс. рукописей и большое количество географических карт.

Библиотека была передана для публичного пользования. Юзефом Анджеем Залуским и Яном Яноцким в библиотеке велась большая библиографическая работа, был осуществлен ряд публикаций из эпохи польского Возрождения.

В середине XVIII в. появился ряд компилятивных работ, которые, однако, знакомили читателя с достижениями науки, и порицали, хотя еще довольно робко, схоластическое суесловие. Такова книга Войцеха Быстшоновского «Математическая информация любознательного поляка, объясняющая в теории и на практике весь мир, небо, землю и то, что на ней есть» (1743).

В период контрреформации интенсивно развивалась церковная архитектура, а также дворцовое строительство. В то же время городское строительство замирает, что связано с наступившим глубоким упадком городов. Ведущим стилем в церковной и светской архитектуре этого времени было барокко, в распространении которого большую роль сыграл орден иезуитов, строивший костелы по всей Польше. Особенно усиливается строитель­ство, после шведских войн.

Для архитектуры конца XVII — середины XVIII в. (особенно церковной) характерно исчезновение гармоничности и строгой соразмерности архитектурных форм. Последние, приобретают большую напряженность и динамичность. Важное место занимает момент пространственного реше­ния, тесная связь архитектуры с окружающей средой, что сказывается очень ярко в архитектуре загородных дворцов. К наиболее интересным и ценным образцам церковной барочной архитектуры относятся такие памятники конца XVII —середины XVIII в., как костел визиток в Вар­шаве (архитектор Якуб Фонтана), костел св. Лины в Кракове (архитектор Тыльман ван Гамерен). Костел св. Петра и Павла в Кракове (архитектор Джованни Тревано). Неотъемлемой частью церковного интерьера являлись богатые марочные алтари, призванные активно воздействовать на человека, вызывая у него мистические настроения. Этой цели служила и пышная, напряженная скульптура, в изобилии наполнявшая церковные интерьеры, иалтарная живопись, которая становилась отвлеченной, все более далекой от жизни и аллегорической.[31]

В период разгула магнатского самовластья каждый из магнатов старался блеском своего дворца подчеркнуть свое величие и силу. Обширные ансамбли дворцов, окруженные садами и парками, украшенные богатой декоративной скульптурой строятся на всем протяжении конца XVII— первой половины XVIII в. Лучшими образцами дворцовой архитектуры того времени можно считать дворец примаса Радзеёвского в Неборове (1680—1682), дворец Красиньских (1690—1694), построенные Тыльманом ван Гамерен, дворец Яна III в Вилянове (1677 —1694) работы Лоцци.

В это время в Польше работает много приезжих архитекторов и скульпторов. Крупнейшие из них — Андреас Шлютер, участвовавший в строительстве Вилянова и дворца Красиньских, Джузеппе Велотто, Августин Лоцци, семьи Фонтана и др. В архитектуре первой половины XVIII в. сказываются новые черты, как и во всем европейском искусстве. Облегче­ние монументальных архитектурных форм, большая мягкость и изящество, которые проявляются прежде всего в светской архитектуре, особенно в убранстве интерьеров, говорят о наступлении нового стиля — рококо. Одним из лучших примеров зданий этого рода является дворец министра Брюля в Варшаве, усадебный дворец Мнишков в Дукле, Враницких в Белостоке и др.

В области скульптуры в конце XVII в. наблюдается дальнейшее развитие монументальных надгробных памятников, которые по структуре сближаются с барочными алтарями того времени. В надгробных памятниках применяется теперь не только скульптура, но и живопись. Примером может служить надгробие Браницких в костеле св. Петра в Кракове.

Церковная живопись, стоящая на службе у контрреформации, становится космополитической. Внешний: пафос, сложный и запутанный аллегоризм многих композиций нередко сочетаются с почти натуралистическим изображением, мучении различных снятых, что было рассчитано на возбуждение фанатизма и религиозной нетерпимости к иноверцам — некатоликам.

Мастером торжественных барочных композиций был в начале XVIII в. Шимон Чехович.

Но, несмотря на общий упадок культуры и засилье контрреформации, в живописи не исчезала струя светского искусства, стремящегося к реализму. Особенно это сказывается в развитии портрета и исторической картины.

Подъем этих видов живописи наблюдается в правление Яна Собеского, стремившегося использовать искусство, в первую очередь портрет и историческую картину, для укрепления своего авторитета в Европе. В это время возникают многочисленные варианты батальных картин, прославляющих королевские победы, особенно Хотинскую битву и битву под Веной. Примером служит «Битва под Веной», написанная Альтомонте, придворным ху­дожником Яна III.[32]

Много художников работало над украшением королевских дворцов в Варшаве, Жолкве, Вилянове, где в 1677 г. была основана так называемая «виляновская школа живописи». Ее крупнейшей фигурой был Ежий Шимонович, придворный живописец Собеского, оставивший много портретов короля, а также писавший исторические комипозиции. Вместе с французским художником К. Калло Шимонович был автором виляновских плафонов, изображающих времена года, которые были одним из лучших образцов декоративной живописи в Польше тех лет.

Среди художников-портретистов того времени выделялся Ян Трицьюш, в творчестве которого сильны национальные традиции.

Бартоломей Штробль из Силезии писал торжественные парадные портреты, в которых, однако, не исчезает живая и индивидуальная характеристика (портрет Владислава IV). Портретистом был гданьчанин Даниэль Шульц.

Необходимо упомянуть также о так называемом надгробном портрете, который в начале XVIII в начал заменять скульптурные надгробия. Обычно он отличался внимательной и точной передачей человеческого лица, отсутствием парадности и своеобразной национальной формой.[33]

В XVII в. в Польше складывается ряд местных школ со своими характерными особенностями; особенно интересны познанская, львовская и гданьская школы, в каждой из них был свой цех живописцев и свои крупные художники.

Некоторые польские художники работали за границей, как ариане братья Любенецкие, в творчестве которых есть серьезные реалистические достоинства, или Тадеуш Кунце Кович, который наряду с религиозными композициями оставил ряд рисунков, изображающих народные композиции сцены из римской жизни.

С ожесточением преследовала католическая церковь и музыкальное светское искусство. В результате этого в польской музыке второй половины XVII в. и первой половины XVIII в. преобладали церковные произведения, причем духовная цензура ревностно следила за тем, чтобы они отвечали каноническим нормам грегорианского пения. Впрочем, идеологическая борьба не прекращалась и в этой области, причем наиболее прогрессивные явления в польской музыкальной культуре были неизменно связаны с обращением польских музыкантов к народно-бытовым истокам отечественного искусства.

Итак, вторая половина XVII и первая половина XVIII в. были временем упадка польской шляхетской культуры. Это был результат загнивания феодально-крепостнического строя. На состоянии польской культуры самым отрицательным образом сказалось влияние католического обскурантизма, проводниками которого были в это время иезуиты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: