ВЕКА
Лекция №4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА В НАЧАЛЕ
Рассматриваемые вопросы:
4.1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА В НАЧАЛЕ XVIII В.
4.2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА И ПРИМЕНЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.
Привлекая лучших мастеров того времени для отделки дворцовых помещений, Петр I стремился создать жилую обстановку, отвечающую своим обликом новому укладу жизни. По словам Андрея Нартова, «Петр I не любил никакой пышности, великолепия и многих прислужников». Поэтому убранство лучших дворцовых сооружений начала XVIII в. и их обстановка несут следы большого художественного вкуса при отсутствии особой торжественности и роскоши (рис. 47).
Стены комнат и залов отделывали деревянными резными и столярными панелями, украшали зеркалами, серебряными люстрами, кафельными печами и картинами. Мотивами картин являлись главным образом морские пейзажи. Пол выкладывали керамическими плитка.ми или настилали паркет. Вдоль стен ставили различную мебель: шкафы, витрины, лубовые стулья и кресла с резьбой и точеными деталями, обитые кожей. Во всей обстановке видна простота и сдержанность, отличающаяся своеобразным единством (рис. 48).
|
|
В эту эпоху древесиной отделывают многие интерьеры Летнего дворца, кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце, дворцы Мон-плсзир Эрмитаж и Марли, где художественные резные панели являются одним из главных украшений.
Рис. 47. Летний дворец Петра 1. Арх. А. Шлютер (XVIII в.)
Деревянная обшивка стен (рис. 49) этих 'помещений доходит до потолка и членится на филенки, одинаковые или различные по величине и форме, но всегда пропорционально гармоничные. Верхнюю часть обшивки обрамляют сложно профилированным карнизом, а нижнюю—панелью или плинтусом. Швы закрывают брусками менее сложного профиля. Филенки стен и панели имеют гладко обработанную поверхность или украшены резьбой. Резьбой украшаются также рамы для зеркал, произведений живописи и для стенных ковров—гобеленов. Раскладки столярного профиля сочетаются с токарными деталями. Наборные работы из дерева встречаются в основном только в паркетах. Дубовая обшивка стен, резные и токарные украшения тонируют в темный цвет и отделывают воском-
Двери этого времени делали одностворчатыми и двустворчатыми
(см. рис. 48), глухими и остекленными. Дверные полотна делились на две-три филенки различной величины, композиционно подчиненные общему решению стен. Дверной проем обрамляли профилированным наличником, поставленным на тумбочки, более высокие, чем плинтус. Остекленные двери часто имели полуциркульный верх, украшенный характерным для того времени переплетом в виде решетки (см. рис. 48). Иногда наддверное украшение решалось как резное панно. Профили раскладок филенок стен и дверей всегда имели один и тот же рисунок.
|
|
Зеркала, получившие широкое применение в убранстве интерьера, были сравнительно небольших размеров, так как больших зеркал делать не умели. Часто зеркало состояло из небольших зеркал, заключенных в раму из тонких тяг, или в виде портального украшения с колонкамии фронтоном.
Интересно оформлены дверные и особенно оконные проемы Летнего дворца Петра I. Оконные проемы имеют внутренние ставни. Ставни состоят из узких, во всю высоту окна, тонких досок, соединенных петлями. Так, чтобы можно было складывать и прислонять их к откосам проема. Отсюда ширина полотнища ставни совпадает с размером откоса. Откосы проема отделаны так же, как и ставни.
Двери состоят из обвязки и филенок. На некоторых филенках выпол-1ены резные украшения. Наличники дверей, как правило, имеют калевочную отборку.
Деревянная отделка и резные украшения вестибюля дворца представляют собой пример умелого использования древесины в декоративных целях. Стены делятся пилястрами на простенки с гладкими филенками. Пилястры имеют столярного профиля базу и резные капители. На митральном простенке расположено декоративное резное панно, заключенное в широкую раму с полукруглым завершением (рис. 50).Красотой формы отличаются и точеные балясины лестницы, дополненные резным украшением.
Дубовая обшивка стен дворца Марли (см. рис. 49) обработана узкими филенками, разделенными по высоте профилированным бруском на две части, верхнюю большую и нижнюю малую. Между филенками расположены окна и зеркала. Окна замыкаются наличником фигурного профиля, доходящим до пола. Зеркала имеют встроенные рамы, увенчанные резными украшениями. Под окнами и зеркалами смещены филенки горизонтальной формы.
Просто и изящно обработаны деревянные стены (рис. 51) западной галереи дворца Монплезир. Простенки между дверями заполнены строенными одинаковой величины рама.ми с пейзажами. Панель, занимающая '/з высоты стены, имеет по бокам филенки с пилястрами. Панель ограничена карнизом и плинтусом простого профиля. Рядом с картинами, отдельных местах размещены накладные резные орнаменты с тонкой моделировкой форм.
Двустворчатые остекленные двери имеют полуциркульный верх и неширокие мягкого профиля наличники.Над дверью проходит профилированная раскладка со скругленными углами, в которые вкомпонованы резные украшения.
Особыми художественными качествами декоративной отделки отличается кабинет Петра I в Большом Петергофском дворце (рис. 52), законченный в 1721 г.
Нижняя часть стен—панель—решена скромно, разделена на ряд гладко обработанных филенок, замкнутых раскладками строгого профиля. Обшивка стен над панелью орнаментируется богаче. Резные украшения разнообразны по рисунку и в каждом отдельном случае имеют свою законченную композицию. В технике невысокого рельефа изображены портреты Петра I, аллегории времен года, музыкальные инструменты, военные доспехи, растительный орнамент. Одно из таких украшений приведено на рис. 53. Резные панно чередуются с зеркалами деревянных рамах, узкое пространство между ними заполнено мелкой орнаментацией.
Композиция двупольной двери кабинета гармонично увязана с оформлением обшивки стен. Каждое полотно, имея узкую обвязь, делится на три различных по величине филенки. Нижняя, квадратной формы филенка, подобна филенкам панели. Верхняя, малая, украшена растительным орнаментом. Богато убрана средняя большая филенка. сложные завитки из растительных веток и цветов образуют симметрично замкнутую композицию.
|
|
Дверной проем замыкается наличником изящного профиля. Выразительностью композиции и тщательностью прорисовки деталей отли
Рис. 51. Дубовая панель. Дворец Монплезир
Рис. 52. Резная дверь и панно кабинета Петра I. Большой Петергофский дворец
чается наддверное украшение, изображающее в центре курильницу, крылатых драконов н гирлянды из листьев и плодов.
Украшения для кабинета Петра I разработаны французским мастером резьбы Николаем Пино и выполнены под его руководством русскими и французскими мастерами.
Паркеты начала XVIII в. очень просты по набору и близки по приемам кладки паркетам XVI и XVII вв. С XVI в. полы настилали из дубовых массивных брусков на специальную деревянную основу. Эти бруски делали косыми и прямыми. В XVII в. главным образом применяли так называемый «дубовый кирпич», скрепляемый известковой массой. Пример подобного набора можно видеть и в более ранних постройках, в церкви Василия Блаженного, в Сольвычегодском монастыре, Донском монастыре, в Тайнинской церкви и некоторых других местах.
В первой четверти XVIII в. появляется щитовой художественный паркет. Для удобства настила пола отдельные дощечки (клепки) стали наклеивать на щиты различной формы, состоящие из делянок. Распространенный размер наборного щита 140 X 140 см при толщине 6 см. Применяемая тол-шина цветного массива была различной (от 0,3 до 1,5 см).
В собранном виде щиты образовывали законченный орнамент и крепились на бревенчатый обре-шетник, представлявший собой устойчивое основание.
Наборную клепку наклеивали на щит различными клеями. Чаще всего применялся рыбий клей. как наиболее долговечный. Поверхность щитов зачищали вначале циклей, а затем при окончательной обработке хвощем или рыбьей кожей для придания набору глянца, что повышало декоративные
Французская мебель, входившая в обстановку петровских дворцов, выполненная королевскими мебельными мастерскими, отличалась вели
свойства древесины; полы обычно натирали чистым пчелиным воском.
До середины XVIII в. паркеты были несложного геометрического рисунка, в котором использовали естественные декоративные качества дуба, бука, граба, сосны, березы, ясеня и клена.
|
|
Паркеты во дворцах Монплезир, Марли и Эрмитаж имеют строгий повторяющийся узор, состоящий из шестигранника, стороны которого выложены кленом, простым и мореным дубом, отчего рисунок паркета приобретает объемный вид. Простота форм набора паркета отвечала скупым и сдержанным формам убранства интерьеров.
4.2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДЕРЕВА И ПРИМЕНЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.
Наступает пора экономического рассвета и политической силы русского дворянства.С большой роскошью отделываются дворцовые и церковные интерьеры.
Суровость и сдержанность убранства помещений петровского времени меняется иными чертами благодаря новым композиционным приемам решения архитектурных деталей и предметов, украшающих интерьер.
Стены оформляются пышной резной из дерева орнаментикой, скрадывающей конструктивные части помещения. Дверные и оконные проемы ставятся больше, застекленные двери ведут в парк или сад, создавая непосредственную связь интерьера с природой. Стремясь иллюзорно расширить ограниченное пространство комнат и залов, архитектор декорирует стены большим количеством зеркал, часто помещаемых друг против друга. Плафонная живопись в своих композиционных приемах и готовых решениях также стремится ослабить впечатление ограниченного пространства. Паркет становится более нарядным, часто его композиция отвечает композиционному замыслу живописи потолка. Мебель и другие предметы обстановки становятся изящнее и благодаря декоративным
Рис. 54. Интерьер. Большой Царскосельский дворец
Рис. 55. Тронный зал. Большой Царскосельский дворец
формам и цветовой окраске составляют одно целое с архитектурным решением интерьера.
Наиболее типичные по убранству интерьеры (рис. 54) были созданы выдающимся архитектором этого времени В. В. Растрелли в сооружениях Большого Петергофского и Большого Царскосельского дворцов.
Использованию древесины в убранстве помещений, как и в начале века, отводится значительное место. Деревом украшают стены и потолок, двери и панели, зеркала и пол. Особую роль в декоративной отделке играет резьба. Исключительно высокий уровень деревянных резных украшений в значительной мере определяет в это время характер убранства дворцовых помещений.
В связи с большими масштабами резных работ были открыты специальные мастерские на Волге, вблизи лесных массивов. Липу и березу предварительно пропитывали льняным и конопляным маслом, после чего выполняли резьбу. Подготовленные таким образом резные детали отправляли в столицу, где их покрывали цветным левкасом, золотили и устанавливали на место.
Подлинным шедевром русского декоративного искусства являются
Рис. 56. Портал Картинного зала. Большой Царскосельский дворец
помещения Царскосельского дворца, особенно Большой, или Тронный, зал, где со сказочной роскошью и блестящим мастерством отделывали, резьбой архитектурные делали интерьера (рис. 55). Орнаментальные и декоративно-скульптурные украшения располагаются на белой глади стен и потолка, создавая сложные криволинейные формы, полные движения и неожиданных сочетаний;
во всем виден единый композиционный замысел — придать залу пышность и торжественность.
Искусство деревянной резьбы в середине XVIII в. достигает наивысшего расцвета. Благодаря сохранившимся традициям русские мастера живо и непосредственно, с кажущейся легкостью, несмотря на сложность замысла и на сравнительную хрупкость материала, режут тончайшие ветки, листья и цветы, с большой скульптурной четкостью, выявляя характер и форму мотива. Высокий рельеф резного украшения, местами доходящий до полного объема, моделируется мастером так, что
обеспечивает ясность восприятия детали с любой точки зрения.
В барельефной и горельефной резьбе и круглой скульптуре русские мастера с большим искусством выполняют аллегорические фигуры, сидящих амуров, раковины, картуши, ветви и листья аканта и гирлянды цветов, украшая ими стены, потолок, двери и окна. Резьбу богато золотят, как резные иконостасы в русских церквях XVII в.
Несмотря на сложность и насыщенность орнаментации, на сочность декоративной обработки украшений стен и потолка сохраняется общее единство композиции интерьера, ясность и четкость построения архитектурных форм и декора.
Так же богато и разнообразно, как и стены, оформляются окна, панели и особенно дверные проемы (рис. 56). Дверной проем обычно замыкается узким наличником и обрамляется по сторонам декоративной скульптурой и горельефной резьбой. Полотно дверей и откосы проема окрашивают в белый цвет и украшают криволинейными раскладками и резной орнаментацией, состоящей из масок и раковин, переплетающихся завитками аканта и гирляндами цветов. Невысокие деревянные панели сверху и снизу раскладывают профилированной тягой и орнаментируют подобно дверям. Стенные зеркала, являясь одним из главных элементов убранства помещений, занимали большие простенки и украшались деревянными золочеными, рамами криволинейных очертаний. Часто к стенному зеркалу ставили небольшой столик, называемый консолью или подзеркальником.
Для выполнения резных работ, связанных с отделкой дворцовых помещений, в середине XVIII в. было привлечено большое количество высококвалифицированных мастеров. Только на украшении внутреннего убранства Царскосельского дворца работало около 100 русских резчиков по дереву.
В середине века значительно обогащаются декоративные приемы набора художественного щитового паркета. Для убранства пола широко используют геометрические мотивы различной формы: звезды, круглые медальоны, квадраты, прямоугольные и ромбовидные фигуры, прямые и зигзагообразные линии. Вместе с тем широко применяют простейшие наборы, бытовавшие в XVII и начале XVIII вв., например набор «в елку». Возрастают технологические и технические возможности при наборе и укладке щитов. Расширяется и ассортимент применяемых пород дерева.
Простые и 'несколько суровые по мотиву паркеты этого времени благодаря контрастному подбору цвета пород дерева производят впечатление величественности и красоты. Их скромный и строго геометрический рисунок подчеркивает богатство резной отделки стен и сюжетную сложность плафонной живописи.
Лучшие паркеты середины XVIII в. принадлежат архитекторам А. Ринальди и В. В. Растрелли. Являясь замечательным мастером в отделке интерьера, В. В. Растрелли умело применял дерево при украшении пола. Паркеты Большого Петергофского и Зимнего дворцов отличаются скупостью форм и красивым декоративным сочетанием пород дерева. Главными мотивами этих паркетов были звезды, ромбовидные и крестообразные фигуры, мотивы кирпичика и прожилки, соединяющие отдельные части изображения. Особым богатством и сложностью набора отличался паркет, представляющий собой сетчатый тип орнамента, составленного из больших квадратов и расположенных на них лучистых звезд и геометрической формы розет. Крупные прожилки отделяли центральную часть пола от фриза, набранного в виде кирпичей.
Паркеты выполнялись из простого и мореного дуба, ореха, березы, клена, граба, реже из красного дерева и палисандра. В изготовлении паркетов во дворцах Петербурга принимали участие высококвалифицированные столяры-краснодеревцы. Из крепостных или вольнонаемных.людей главным образом привлекались охтенские мастера. Известно, что в Петергофе выполняли работы Афанасий Воронин с девятью товарищами, в Зимнем дворце—Владимир Беклемешев и Гаврил Семенов, с ними работали 10 мастеров, знающих корабельное дело, а также 38 мастеров с Охты. Над паркетами бывш. Царского Села работали ценовые мастера Гаврил Рыжий, Михайло Сухой, столяры Григорий Курицын, Алексей Попов, Филипп Волков и Терентий Шурыгин.
В 60—70 годах XVIII в. в русской архитектуре намечается отход от художественных задач предшествующего периода. Архитекторы постепенно отказываются от нарядной пышности декоративного оформления зданий. Архитектура принимает более строгие, лаконичные формы. Такие архитектурные сооружения этого времени, как Китайский дворец
Рис. 57. Интерьер. Дворец Петра III
в Ораниенбауме (г. Ломоносов), Мраморный дворец (ныне Ленинградский филиал музея имени В. И. Ленина), Академия Художеств, говорят о новых путях развития русской архитектуры и ясно отражают переходный период к искусству классики второй половины XVIII в.
В декоративной отделке интерьеров еще ярко выражены особенности, присущие середине XVIII в., однако в композиционных приемах убранства помещений видны следы большей сдержанности, лаконичности и простоты. Эти изменения свидетельствуют о формировании нового стиля русской архитектуры второй половины XVIII в.
Одним из ведущих архитекторов этого времени, отразивших в своем творчестве становление 'нового направления в архитектуре, был замечательный мастер, большой знаток декоративно-прикладного искусства Антонио Ринальди. В лучших своих сооружениях Ринальди отказывается от некоторых приемов внутреннего убранства предшествующего периода. Архитектор уже не стремится к иллюзорному впечатлению расширения ограниченного пространства интерьера, к пышной декоративности, покрытию орнаментальных деталей и предметов обстановки богатой позолотой. В своих постройках Ринальди, с большой изысканностью и со знанием дела используя разнообразные декоративные материалы, создает изумительные образцы внутреннего убранства дворцовых помещений. Среди большого числа материалов древесина благодаря своим декоративным свойствам также широко используется архитектором и, в зависимостиотпоставленной задачи, подвергается различной художестенной обработке.
Рис. 58. Роспись на панелях. Дворец Петра III
В одной из наиболее ранних своих построек, во дворце Петра III (1758—1762 гг.), Ринальди находит широкое применение дереву, отделывая им двери, дверные проемы, панели и паркет (рис. 57).
Двупольные двери дворца заключены наличником простой профилировки. Полотна дверей имеют светлокрасный цвет и с обеих сторон украшены резьбой. Внутрь резного орнамента вкомпонованы живописные миниатюры на китайские мотивы.
Подобные же декоративные решения имеют дверные притолоки. Стены помещений украшены деревянными панелями небольшой высоты. Сверху панель обрамлена карнизом, снизу—плинтусом с небольшим уступчиком. На филенках панели также, как и на дверях, изображены сцены из китайской жизни. Живописные миниатюры обрамлены рамками, состоящими из растительных завитков. Мотивами росписей служат пейзажи, различные архитектурные сооружения, фантастические птицы, крылатые жуки, бабочки, стрекозы, геометрические орнаменты разнообразной формы, виньетки и розеты.
Живописные изображения на деталях интерьера располагаются по-разному: на дверях и боковых дверных откосах—вертикально, на филенках панелей—горизонтально. Несмотря на однохарактерность композиционных построений сюжета многих миниатюр они в каждом отдельном случае отличаются своеобразием и оригинальностью форм (рис. 58).
Росписи на деревянных частях интерьера во дворце Петра III являются высокохудожественными образцами и представляют собой весьма редкое явление в области художественной обработки дерева.
Живопись на дверях, панелях и дверных откосах, выполненная под руководством и при участии «лакирных дел мастера» Федора Власова, в общей сложности насчитывает 213 различных композиций и занимает площадь около 70 м2.
Для выполнения росписей поверхность древесины тщательно обрабатывали и зачищали, затем на нее наносили тоновой левкас и вновь выравнивали. Подготовленную таким образом плоскость покрывали цветным лаком. По лаку наносили абрис изображения краской и золотом. Пользуясь лаком различного цвета, мастер прописывал необходимые места картины, сочетая роспись лаками с покрытием отдельных мест рисунка сусальным золотом, с серебрением и фактурной обработкой поверхности металлическим и слюдяным порошком.
Резьба по дереву, применяемая при украшении интерьера, выполнялась в невысоком рельефе и увязывалась с росписями. Резные обрамления представляли собой замкнутые композиции, состоящие из криволинейных форм—раковин, веток и листьев. Резьба главным образом была накладной, только на дверях она была выполнена по массиву. Из мастеров, выполнявших резные работы во дворце Петра III, нам известны: Дмитрий Иванов, Семен Фирсов, Дмитрий Михайлов и Павел Дурногласов.
Наряду с применением в убранстве интерьера резных украшений, токарных деталей из дерева (редко применявшихся в это время) и различных способов живописи по древесине А. Ринальди успешно применяет наборное дерево. Используя появившуюся в то время облицовочную фанеру различных пород древесины, А. Ринальди для Большого Китайского кабинета Китайского дворца сочиняет несколько композиций декоративных панно на китайские бытовые сюжеты.
Строительство Китайского дворца в Ораниенбауме (рис. 59) совпадает с периодом оживленных и непосредственных связей России с Дальним Востоком. Развивавшиеся торговые отношения с Китаем дали возможность русским познакомиться с древнейшим искусством китайского народа. Среди ввозимых в Россию предметов было значительное количество художественных произведений китайского искусства: фарфор, ткани, ажурные костяные изделия, мебель и другое.
Изучение культуры великого китайского народа, его лучших произведений, обогатило русское декоративное искусство, помогло архитекторам и мастерам художественного ремесла создать ряд выдающихся произведений, вошедших в сокровищницу русского искусства.
Большой Китайский кабинет (рис. 60) является лучшим примером оригинального, своеобразного оформления интерьера с использованием декоративных форм и мотивов китайского искусства, в творческой переработке восточной орнаментики русскими мастерами.
Двенадцать наборных (из дерева) панно, расположенных в Большом Китайском кабинете, занимают общую площадь 48,7 м2. Все они выполнены русскими и иностранными мастерами. Панно, набранные способом маркетри из клена, чинары, наплыва ореха со слоновой костью, отличаются интересным подбором древесины по текстуре и цвету и безукоризненным техническим исполнением.
Наборные работы из древесины, выполненные в 60-х годах XVIII в. 1ля интерьеров Китайского дворца, оказали значительное влияние на дальнейшее развитие деревянной мозаики как одного из видов художественной обработки дерева.
Отделка стен Китайского дворца резным деревом необычайно разно-)бразна по рисунку и выполнению. В одних комнатах имеются только деревянные резные рамы и наддверные украшения, среди них наиболее штересными по художественно исполненным деталям являются рамы ],ля зеркал (ркс. 61) и стеклярусных панно, выполненные из массива древесины в виде пальмовых стволов, перевитых гирляндой цветов.
Рис. 59. Китайский дворец. Арх. А. Ринальди (XVIII в.)
В Камерюнгферской комнате и гардеробной дворца древесина используется для полной облицовки стен, подобно тому, как было принято в первой четверти XVIII в.
Убранству пола А. Ринальди придавал исключительное значение. Паркеты Китайского дворца по своему художественному замыслу и мастерству исполнения являются одними из лучших для этого времени. Ринальди смело использует различные мотивы и сюжеты, рисуя динамичные узоры, состоящие из гирлянд, венков, раковин, стилизованных ваз и музыкальных инструментов.
Умело используя декоративные особенности естественных качеств древесины в определенном подборе по отношению к источнику света, он добивается большого эффекта контрастных звучаний
в своей композиции. По сравнению с В. В. Растрелли А. Ринальди для набора своих паркетов использует большее количество пород древесины; часто светлые породы, такие, как береза и клен, являются в основной части его паркета фоном для наиболее темных орнаментации. По темному фону фриза, набранного из палисандра, ореха и красного дерева, выкладывается орнамент из светлых пород. Это делает композицию центральной части наиболее собранной и четко подчеркнутой в ее границах. А. Ринальди, используя прежние приемы кладки, значительно обогатил паркет новыми композиционными формами и мотивами.
Рис. 61. Оформление зеркал. Китайский
дворец
Наряду с использованием геометрических узоров он широко применяет и сочетает с ними мотивы русской природы — колокольчики, ромашки, ветки березы и клена. Иногда композиция состоит только из текучих, легко извивающихся линий, образующих сложные криволинейные построения. Примеры композиционных решений паркета хорошо видны в Ореховом будуаре Китайского дворца (рис. 62, 63). В прямоугольную форму паркета вписан медальон, представляющий собой сложную геометрическую фигуру, обрамленную акантовыми листьями и цветами. По сторонам от медальона располагаются крупные виньетки, составленные из веток аканта и березы. Центральный мотив паркета замыкается симметрично расположенными ветками и колокольчиками. Сравнительно мелкий рисунок мотива, разбросанный на больших плоскостях пола, является одним из оригинальных приемов композиционного решения паркета XVIII в.
Паркет Камерюнгферской комнаты имеет совершенно иное композиционное решение (рис. 64, 65). Композиция паркета является замкнутым типом орнамента и строится из геометрифеских форм и растительных
Рис. 62. Рисунок паркета Орехового будуара. Китайский дворец
Рис. 63. Деталь паркета Орехового будуара. Китайский дворец
мотивов. В центре пола квадратной формы помещена окружность с многолучевой звездой и переплетающимися вокруг нее кругами. Углы паркета заполнены раковинами с растительным мотивом и рогами изобилия.
Умелое использование цветовых свойств древесины и высокое мастерство выполнения видны и в решении паркета спальни Екатерины II (рис.66, 67). Строгий геометрический узор краев паркета построен по типу китайских меандров '. Помещенная в центре розетка из распустившихся цветов замыкается венком. Орнамент в стиле барокко, расположенный вокруг центральной части паркета, образует сложное по виду обрамление. Углы паркета заполнены свешивающимися фонариками, соединенными ветками с центральной частью изображения.
Композиционный строй украшения паркета напоминает богатый ковер с тонкой прорисовкой каждой детали.
Более строго А. Ринальди решает паркеты Гатчинского дверца. Их композиция приобретает наиболее уравновешенный и спокойный характер, менее контрастной становится и цветовая гамма набора.
Для украшения паркетных полов применялись различные породы древесины. Из отечественных пород большое применение имели дуб, бук, граб, орех, сосна, береза, груша, мореный дуб, ясень и клен. Из привозных—красное дерево, палисандр, лимонное дерево, атласное дерево, тисе, туя, самшит, эбеновое дерево, амарант и сатиновое дерево.
При укладке паркета пользовались главным образом естественным цветом древесины, но иногда светлые породы обрабатывали красителями и протравами. Из красителей чаще всего применяли (для красного цвета) настой из стружек фернамбукового дерева после их кипячения в воде, а также настой зеленой шелухи орехов. Из протрав употребляли железный и медный купорос.
Для придания изображению большей выразительности пользовались различными способами художественной обработки пола. Так, острым инструментом из массива пола выбирали желобки необходимой глубины и в них вкладывали древесину другого тона или заполняли черным варом. Иногда в выбранные желобки вкладывали слоновую кость или перламутр. Для придания изображению объемной формы древесину обрабатывали способом подкуривания (выдерживали некоторое время в горячем песке).
Рис. 64. Рисунок паркета Камерюнгферской комнаты Китайкий дворец
Рис 65 Деталь паркета Камерюнгфсрской комнаты. Китайский дворец
Рис. 66. Рисунок паркета в спальне Екатерины II. Китайский дворец
Выпиливание изображения происходило непосредственно из цветного массива или узор вырезали из фанеры, а затем наклеивали на массив, другой породы.
Наборные паркеты середины XVIII в. с точки зрения техники исполнения — безукоризненны. Любой сложности орнамент, выполненный тем или иным способом из различной по своим свойствам древесины, всегда имеет чистоту фуг.
Хорошо прорисованные шаблоны с точной отделкой кромок позволяли мастеру при выполнении набора не только плотно сфуговать отдельные части, но гарантировали полное подобие двух или нескольких одинаковых изображений в композиции.
Рис. 67. Деталь паркета в спальне Екатерины II. Китайский дворец
Выпиливание изображения происходило непосредственно из цветного массива или узор вырезали из фанеры, а затем наклеивали на массив, другой породы.
Наборные паркеты середины XVIII в. с точки зрения техники исполнения — безукоризненны. Любой сложности орнамент, выполненныйтемили иным способом из различной по своим свойствам древесины, всегда имеет чистоту фуг.
Хорошо прорисованные шаблоны с точной отделкой кромок позволяли мастеру при выполнении набора не только плотно сфуговать отдельные части, но гарантировали полное подобие двух или нескольких одинаковых изображений в композиции.
Точное выпиливание отдельных криволинейных частей узора из массива, а также вырезки из фанеры дают нам возможность судить о наличии тонкого и небольшого полотна пилы, существовавшего в то время, и специального резца (ножа), заточенного косячком.
Под руководством архитектора А. Ринальди над убранством дворцовых помещений работали замечательные русские мастера того времени— резчики Г. Коновалов, Г. Зиновьев, И. Кузьмин, Я. Крашенников, Г. Горшков, П. Демидов, Г. Колпаков и Д. Светилин; живописцы по дереву Федор Власов, Я. Герасимов, И. Иванов, Н. Верещагин и Ф. Данилов; позолотчики Н. Холщевников, Г. Туболкин, И. Соколов, И. Трофимов и М. Кривоногов со своими учениками.
Основные работы по набору художественных паркетов выполняли столяры-краснодеревцы И. Кузьмин, Г. 'Коновалов, Я. Крашенников и Г. Зиновьев. Большой опыт и знания помогли им создать произведения, поражающие нас тонким вкусом и мастерством исполнения.
Рассматриваемые вопросы:
5.1. МЕБЕЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
5.2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕМЕСЛАХ И АРХИТЕКТУРЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.
В первой четверти XVIII в. интерьеры каменных дворцовых построек обставляли высокохудожественной мебелью русской работы конца XVII и начала XVIII вв. и привозной мебелью.
Широкий размах строительства в Петербурге и в его пригородах, а также отчасти в Москве вызвал острую необходимость в меблировке большого числа помещений. Но Россия в это время не располагала достаточным количеством мебельных мастерских и предприятий, поэтому возникший спрос на мебель не мог быть удовлетворен отечественным производством. Приходилось заказывать мебель в Голландии, Англии, Германии и во Франции '.
Первый заказ на краснодеревную мебель во Францию был послан в 1715 г. королевскому архитектору Куртону. Примерно в это же время русский посол приобретает для Петра I в Вене письменное бюро из орехового дерева французской работы. В архивных источниках говорится:
«куплена про государев обиход скрыня большая писарская ореховая», а австрийскому столяру заказан специальный ящик с оковкой железом для отправки бюро в Россию.
В начале XVIII в. прибывает большая партия французской и голландской мебели для строившегося Большого дворца в Ораниенбауме. Иногда заграничная мебель попадала в Россию в связи с приездами иностранных дипломатов, привозивших с собой мебель и выгодно сбывавших ее русским помещикам.
В Россию ввозилась различная мебель: стулья, кресла, шкафы одноярусные и двухъярусные, шкафы-поставцы, шкафчики, столы различных размеров, реже ввозились кровати, зеркала и диваны.
Ввозимая из Германии мебель этого времени отличалась крупными и тяжеловесными формами; резные и токарные детали, карнизы и другие профили имели большой запас материала, инкрустация и наборное дерево совершенно отсутствовали.
Голландская мебель по сравнению с немецкой была более облегченной и изящной по форме. Характерным признаком являлись витые круглые стержни и другие токарные детали, выполнявшиеся с большим искусством. Получаемая Голландией из колоний декоративная древесина (палисандр, розовое дерево, амарантовое, черное и др.) позволяла обогатить отделку мебели наборными деталями.
Французская мебель входила в обстановку петровских дворцов, выполненная королевскими мебельными мастерами, отличалась великолепием чием форм и перегруженностью орнаментами. Она была украшена перламутром, черепахой ', серебром и золоченой бронзой. Если мебель Голландии и Германии, изготовленная из массива дуба, обычно тонировалась в темный цвет или имела натуральный вид, с отделкой под воск, то во Франции широко применяли окраску и золочение.
С лучших образцов ввозимой из-за границы мебели русские столяры часто делали копии; их работа поражала точностью и высоким мастерством исполнения. Вместе с тем русские мастера стремились к активному и осознанному восприятию художественных достоинств воспроизводимых ими образцов мебели, изучая конструктивные и декоративные их особенности. В этих случаях формы заграничной мебели под руками русских умельцев приобретали новые, самостоятельные черты, связанные с национальным пониманием форм мебели и личной творческой инициативой мастера.
Мебель, изготовленная в начале XVIII в. в России, получает новые
черты в связи с изменением форм архитектуры и общего убранства интерьера. Усложняясь в конструкции, она приобретает большую архитек-тоничность и благородство пропорций. Но вместе с тем русская мебель петровской эпохи еще связана с формами мебели XVII в., о чем говорят ее крупные размеры и большой запас материала, делающий ее громоздкой и несколько тяжеловатой. Это объясняется не только преемственностью национальных традиций, но и переходным периодом от форм древне-русской мебели к наиболее совершенным образцам ее (к середине
XVIII в.).
Очертания форм мебели в основном прямые, с ярко выраженными
горизонтальными и вертикальными членениями. Мебель украшали, особенно шкафы, сложными тяжеловатыми профилированными карнизами, раскладками, штапиками и пр. Резные детали, чаще всего встречающиеся на стульях и креслах, выполнялись на массиве. Характер форм орнамента и техника резьбы были близки резьбе XVII в., особенно последней четверти этого столетия. В конце первой четверти XVIII в. русские мастера стали делать отдельные вставки из наборного дерева и выполняли их способом интарсии.
Основным видом украшений на мебели являлись токарные детали. Токарные детали были различной формы, особенно часто встречались круглые, витые, волнистые и в виде балясин. По сравнению с XVII в-в это время в токарных изделиях наблюдается объединение мелких деталей в одну общую форму, отчего значительно увеличивается выразительность силуэта изделия. Сочность и богатство светотени достигают
своего предела.
Токарному делу в это время отводилось большое место. Петр I в целях расширения производства токарных изделий открывает царскую токарню в Преображенском дворце. После окончания строительства Летнего дворца царские токарные мастерские переводятся на его территорию. В Москве, в бывш. Сухаревой башне, также была открыта большая токарная мастерская, где и произошло первое знакомство Петра I с молодым токарем Андреем Нартовым.
Андрей Нартов изобрел новые по своему устройству токарные станки, приспособленные для художественной обработки древесины. Он спроектировал первый в мире суппорт, сконструировал овальный, копировальный и граверный станки. На станках А. Нартова можно было производить различные операции: шлифование шкуркой, сверление и др., а также изготовлять детали любой формы: круглые, овальные, витые, волнистые, круглые с косой профилировкой и профильно-прямоугольные.
В токарне Летнего дворца, которая являлась мастерской и хорошей школой, вместе с А. Нартовым работали и другие мастера токарного дела Юрий Курносый, Филипп Максимов и Варлам Федоров. Любимому делу Нартов выучил и многих других работавших в это время мастеров:
Ивана Леонтьева, Степана Яковлева, Александра Журиковского и Семена Матвеева.
Мебель этого времени украшали также масляной живописью. В этнографическом музее в Ленинграде находится стол петровского времени. Крышка этого стола расписана масляной живописью, изображающей деревья и птиц. В Оружейной палате хранится погребец, внутренняя. сторона крышки которого расписана масляной краской.
Реже для украшения мебели употребляли такие материалы, как металл, камень, перламутр, стекло. Для обивки мебели применяли гладкую и тисненую кожу, гладкое красного цвета сукно и реже парчу. Обивку прикрепляли гвоздями, расположенными близко друг к другу, круглые крупные шляпки которых составляли сплошную полоску и играли роль украшения.
Русскую мебель в первой четверти XVIII в. в основном изготовляли из массива дуба. Поверхность изделий часто тонировали в темный цвет и путем вощения придавали поверхности блеск.
Столы. Столы (см. рис. 48) в это время изготовляют различной величины и назначения. Форма крышек их чаще всего прямоугольная или квадратная. Подстолье массивное с ящиками или квадратными ширинками на точеных ножках. У больших столов впервые появляется раздвижная доска, дающая возможность увеличить площадь крышки.
Стулья, кресла. Стулья и кресла (см. рис. 48) имели довольно высокую прямоугольную спинку, глухую или с фигурной профилировкой, состоящей из горизонтально расположенных частей. Обвязь сидения обычно широкая. Ножки прямые и гладкие или с уширением вверху и с каблучком внизу. Подлокотники кресел изогнутой формы с удачно найденным размером наклона. Большим своеобразием отличались стулья и кресла из точеных деталей, которые составляли рамку спинки, ножки, проножки и подлокотники. Иногда в рамку спинки вставляли резную доску или доску, обитую кожей.
Шкафы. Наиболее распространенным предметом мебели продолжает оставаться шкаф конца XVII в. В первой четверти XVIII в. ему придают более красивые очертания и отделку. Такой шкаф состоит как бы из двух частей — невысокого, но широкого низа с ящиками, и высокого, несколько отступающего верха, с двумя створками. Продолжает бытовать и большой двустворчатый шкаф, украшавший когда-то хоромы XVII в., с крупной профилировкой карниза и плинтуса. В нижней части его помещались два выдвижных ящика. Прямолинейные формы шкафл украшались главным образом профилированными тягами. В конце первой четверти XVIII в. на филенках шкафа появились вставки из наборного дерева.
5.2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕМЕСЛАХ И АРХИТЕКТУРЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.
Начало XIX в. в России не было благоприятным для мирного созидательного труда. Внешнеполитические события первых лет были связаны с борьбой против Наполеона и войнами, которые Россия вела с Турцией (1806—1812) и Персией (1804—1813).
Годы Отечественной войны 1812 г. легли тяжелым бременем на все народное хозяйство крепостной России. Многие предприятия и ремесленные производства были разрушены или находились в запустении и бездействовали. Пожарами и погромами в городах и дворянских имениях было уничтожено большое количество жилых строений и ценного имущества, и в том числе художественной мебели. В одной только Москве в результате грандиозного пожара из девяти с лишним тысяч зданий города сгорело со всем имуществом полностью или частично более 6 500.
После победного завершения войны 1812 г. происходит общий подъем экономической и политической жизни, культуры и искусства.
Параллельно с этим под влиянием усиления классовой борьбы (массовые выступления крестьян в 1818—1820 гг., восстание декабристов) и распространения революционных идей В. Г. Белинкого (1811—1848) и А. И. Герцена (1812—1870), под натиском новых, прогрессивных втовремя капиталистических отношений во второй четверти века наступает общий кризис крепостнической системы.
Этот дореформенный период характеризуется дальнейшим разложением крепостничества и ростом капиталистических т ношений в России. Увеличивается число промышленных мануфактур, растет использование вольнонаемного труда. Помещики усиливают барщину за счет новых земельных запашек под хлеб (хлеб идет на продажу) резко увеличивается сумма денежного оброка, шире идет процесс обезземеливания крестьян и уходих в город на «отхожие промыслы», на производство, которое переживает значительный подъем.
В 1810 г. был введен запретительный таможенный тариф, который воспрещал ввоз заграничных товаров в Россию. По таможенному тарифу, введенному в 1822 г., был разрешен их ввоз, но с очень высокой пошлиной.
Эти мероприятия также благоприятствовалиразвитию отечественного производства, в том числе мебельного.
Россия еще никогда не стояла так высоко по количеству выпускаемой столярной продукции, как в первой половине XIX в. Технология и конструктивные особенности мебели получают дальнейшее совершенствование, а художественные достоинства—наиболее ярко выраженную форму.
Основными центрами столярно-мебельного производства по-прежнему остаются Петербург, Москва и их пригороды.
Столярно-мебельное дело существует в форме фабричного и кустарного производства, а также мастерских при усадьбах помещиков.
Первая деревообрабатывающая фабрика была открыта в Москве в 1797 г., вторая—в Петербурге в 1801 г. Они изготовляли мебель, щитовой паркет, двери и оконные переплеты.
По существовавшему тогда положению столяр, имевший до 16 человек подсобной силы, числился ремесленником и считался мещанином, а если у него работало более 16—17 человек, то он назывался заводчиком или фабрикантом. К 1845 г. в Москве и пригородах насчитывалось 42 мебельных и музыкально-инструментальных фабрики '.
Многие мебельные фабрики принадлежали иностранцам, но работали на них русские мастера. Были и мастера-иностранцы и среди них такие. которые имели высокую квалификацию и большой производственный опыт. Они оказали благотворное влияние на развитие русского производства художественной мебели. Значительное количество великолепной мебели создал для дворцов приехавший в Россию в 1810г. мастер Андрей Тур. Но особой известностью пользовалась мебель краснодеревца Генриха Гамбса, поселившегося в Петербурге в 1790 г. На его художественную работу сразу же обратили внимание, и с 1809 г. он выполнял заказы царского двора, имея звание «придворного мебельщика». После его смерти, с 1849 г., мастерской руководил его сын Петр Гамбс. ставший уже русским гражданином, который также создавал мебель для залов Зимнего дворца.
Многие из предметов мебели работы Генриха и Петра Гамбсов находятся в настоящее время в залах Эрмитажа, как музейные 'произведения искусства.
В середине XIX в. под влиянием революционных событий в Западной Европе царское правительство, опасаясь проникновения «вредных идей», запретило въезд в Россию иностранным мастерам, подмастерьям и другим работникам.
Небывалый спросна мебель со стороны населения Москвы после войны 1812 г. привел к дальнейшему росту кустарного столярно-мебельного производства Подмосковья. Крестьяне-столяры даже не ввозили своих изделий в Москву, всю мебель раскупали у них прямо с возов, у городской заставы. Цены на нее выросли сначала вдвое, а затем еще выше.
Особенно возросло значение «Подмосковного мебельного района» к 60-м годам XIX в. Территориально этот район занимал 2000 км2, захватывая четыре большие волости Московского уезда и четыре Звенигородского уезда. Начинаясь недалеко от Москвы, он тянулся на запад до Звенигорода и на север до Воскресенска.
По выпуску мебели район разделялся «а несколько округов с рядом деревень в каждом.
В деревнях округа «крупной мебели» делали столы (обеденные, письменные, туалетные); шкафы книжные, которые назывались на местном наречии «библией», или «славянским»; буфеты; гардеробы; шифоньеры; комоды и др. В деревнях округа «кривья» изготовляли только диваны, кресла и стулья (кривье—это местное народное название мебели, очертания которой изобиловали кривыми линиями). В деревнях округа «белых стульев» делали простые березовые стулья, табуреты и кухонные столы.
Мастеров, изготовлявших стулья, независимо белодеревной или краснодеревной работы, называли «стульниками», делавших комоды — «ко-модчиками», а столяров, изготовлявших рамы для зеркал-трюмо, называли «трюмщиками».
В каждом округе выделялась та или иная деревня, приобретающая значение центра по изготовлению одного какого-либо предмета столярно-мебельного производства. Из деревень «Подмосковного мебельного района» приобрели особое значение деревни Лигачево, Князеве, Юр-лово, Марьино, Пузино, Козине и др. как центры изготовления краснодеревной художественной мебели и как центры обучения этому ремеслу.
Развитию столярного краснодеревного производства в Лигачеве положил начало крепостной крестьянин Петр Семенович Зенин. В 1810 г. 14-летним мальчиком он был отдан на обучение столярному делу и через 5—6 лет, будучи уже хорошим мастером, познакомил с основами краснодеревного ремесла своих трех братьев, с которыми в 1823 г. организовал небольшую мастерскую по изготовлению простых березовых стульев. Вскоре с помощью Бологова (московского мебельного торговца) Зенины перешли к изготовлению более сложных краснодеревных изделий.
Болотов как-то поручил Зениным сделать 6 кресел, дав для этого образец — «моделку» и древесину красного дерева. Зенины работали над этим заказом «до крайнего напряжения мышц» и выполнили его очень быстро и с таким искусством, что среди выставленных семи кресел Болотов не смог отличить свою «моделку». Молва о Зениных как об искусных столярах-краснодеревцах быстро распространилась, появилось много заказов. Это заставило Зениных расширить мастерскую и они стали работать совместно с другими столярами.
Предвидя барыши, помещик—владелец крепостных столяров Зениных стал покровительствовать новому промыслу, расхваливая Зениных своим знакомым. Он доставал заказы и вступал в связи с торговцами для обеспечения сбыта изготовляемой продукции. Кроме того, он стал отдавать в мастерскую на обучение своих «дворовых» мальчиков.
Облицовочную фанеру для изготовления художественной мебели все столяры, и в том числе лигачевские, приобретали в Москве, где привозимое из заграницы в брусьях красное дерево пилилось на единственном в Москве пильном заводе Штудера и в виде готовой фанеры продавалось втридорога. Зенины задумали освободиться от необходимости покупать фанеру у Штудера. Свое намерение они осуществили в 1845 г. Собственными силами, с помощью младшего брата, механика-самоучки, они первыми из кустарей организовали на реке завод по распилу фанеры.
С момента организации завода стала разгораться своего рода борьба между небольшим крестьянским заводиком и довольно крупным предприятием Штудера. На штудеровском заводе из бруска толщиной 2,5 см выпиливали 8 фанерок. Чтобы привлечь ксебе больше покупателей, Зенины старались удешевить производство и добились получения из того же бруска 9 фанерок. Продолжая соревнование, Зенины добились получения из такого же бруска 13 фанерок (тогда как Штудер остановился на 12) и могли снабжать более дешевой фанерой не только близлежащие мебельные производства, но и весь мебельный Подмосковный а ион.
По мере развития своего предприятия (в 1850 г. в мастерской насчиталось до 70 столяров и учеников), Зенины стали переходить на выработку только крупной мебели шкафов, буфетов, шифоньеров, комодов, которые они облицовывали фанерой красного или орехового дерева.
Мастерская Зеннных привлекала многих учеников. За время ее существования было подготовлено много высококвалифицированных мастеров. Некоторые из них организовали у себя на дому мастерские, вырабатывая крупную художественную мебель, и эта специализация стала традицией для мебельщиков Лигачева и окрестных селений.
Сам П. С. Зенин умер в возрасте 85 лет и до последних дней своей жизни работал за верстаком.
В деревне Брехово, расположенной около Звенигорода, в 1840 г. возникло краснодеревное производство мастера Князева, имевшее затем такую же популярность, как мастерская Зениных в Лигачеве. По слом современников, фамилия Князев возникла как прозвище от того, что среди многих других столяров этот мастер считался наиболее выдающимся.
Первоначально в мастерской Князева изготовляли только рамы для зеркал, а затем «кривье», требовавшее более ловких и умелых рук. Переход к более сложным работам произошел и у ряда других столяров, результате чего краснодеревное мебельное производство стало быстро распространяться.
Особенно изящную гостиную мебель начали изготовлять в селе Козино. Здесь своим искусством и умением прославился мастер Уточкин, который, кроме того, с особой охотой и терпением обучал ремеслу учеников.
Из мастерской Уточкина вышли такие талантливые мастера, как братья Нестеровы из Козина и Аксенов из села Ангелово, для которых изготовление самой дорогой мебели по любому затейливому рисункуне составляло затруднений, и они выполняли многие заказы по меблировке дворцов и особняков.
Из помещичьих мастерских выделяется своей великолепной красно-ревной мебелью мастерская в имении Гончаровых под Калугой, многие образцы ее в настоящее время находятся в областном Краеведческом музее города Калуги.
В 1825 г., в имении Марьино, Новгородской губернии, в 70 километрах от Петербурга, была организована первая в России частная художественно-ремесленная школа (графа Строганова). Целью школы было «приготовление детей крепостного звания в ремесленники по употребительнейшим и нужнейшим ремеслам». В школе обучалось до 150 человек. Школа имела три различных профиля или «главных разряда». Высший—готовил приказчиков для управления частными имениями и бухгалтеров, средний — столяров и столяров-краснодеревцев и низший разряд грамотных и «сведущих» хлебопашцев. Курс обучения был четырехлетний. Кроме практических навыков по специальности, изучали русский язык, алгебру, геометрию, физику, химию, черчение моделей и рисование.
Школа была закрыта в 1844 г. и за 20 лет существования из ее стен вышло большее количество прекрасных специалистов по мебели, экипажам, резчиков, инкрустаторов и токарей по дереву.
С 20-х годов XIX в. подготовка художников и мастеров по обработке различных материалов и созданию предметов декоративно-прикладного искусства начала получать более организованный характер'.
Огромное значение для развития декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности имело то обстоятельство, что.многие из выдающихся архитекторов первой трети XIX в. оказали непосредственное влияние на возникновение изделий столярно-краснодеревного производства, которые сближались с архитектурно-декоративным обликом всего интерьера.
Архитекторы, как правило, разрабатывали свои проекты до мельчайших подробностей, решая интерьер в целом. Отдельные предметы обстановки давались ими в чертежах.
Подавляющее большинство предприятий, связанных с художественной обработкой дерева, совершенно не имело машин (за исключением двух мастерских по изготовлению роялей). Все операции выполнялись
вручную.
Среди мастеров встречались люди исключительно одаренные, поражающие универсальностью своих способностей. К ним в первую очередь следует отнести Кирилла Васильевича Соболева, талантливого мастера-краснодеревца, выдающегося изобретателя, биография которого говорит о его уме, настойчивости, смелости и является типичной для подобных ему умельцев крепостной России.
Кирилл Соболев был крепостным помещика Макарова из села Таракунино Чухломского уезда Костромской губернии. Уже знакомый со столярно-мебельным ремеслом, он был отправлен помещиком для совершенствования в Санкт-Петербург. Первый год Соболев учился у столяра, приятеля своего отца, но вскоре перешел к немцу Киммелю, который в это время работал на отделке Зимнего дворца. Кириллу Соболеву поручают ответственную работу по реставрации дворцовой мебели, которую он проводил с большим.искусством. В минуты досуга юноша учится читать, писать и даже составлять рисунки мебели. Однако помещик вскоре требует его к себе, и в течение нескольких лет К. Соболев был вынужден работать в его имении. Обставив великолепной мебелью помещичий дом, К. Соболев вернулся в Петербург, где был принят придворным мастером, который стал давать ему уже самостоятельные задания по изготовлению мебели для царских и княжеских дворцов. Такая практика позволила К. Соболеву брать на себя выполнение специальных заказов.
Известно, что когда граф Самойлов давал бал для шведского короля, то понадобились особые кресла для царской фамилии. Мастера-иностранцы, которым предлагали эту работу, отказались, и только Соболев, взяв на себя «сие предприятие, исполнил оное в совершенное удовольствие графа».
Однажды Павел I приказал сделать для себя складной механический табурет. Все иностранные мастера, зная, что в гневе Павел I бывал жесток, беспощаден и сурово наказывал тех, кто ему не угождал, наотрез отказались принять такую работу. В этот раз Соболев также взялся за этот заказ и «сделал его в большую угодность», как позже и заказ на мебель для коронации Александра I.
Изобрегательские способности у Кирилла Соболева проявились довольно в раннем возрасте и по своей тематике относились к близкому и родному ему столярному производству.
Он изобрел очень эффективную «пильную машину, устроеннуюнаманер движения часов». Затем сконструировал оригинальную «ручную пильную машину, действующую 4-мя пилами».
Для столярного краснодеревного производства этого периода большое значение имело крашение древесины. Для этой цели пользовались естественными, растительными красителями, добываемыми, в частности, из древесины бразильского или фернамбукового деревьев, красящее вещество которых у нас называли «красным сандалом». Для получения его затрачивали много сил, времени, труда, так как древесину строгали вручную ножом, а полученные стружки толкли в ступах до порошка. Соболев долгое время работал над облегчением этой трудоемкой операции и в результате изобрел и лично сконструировал машину — «сандалотерню», которая в очень короткое время могла переработать в порошок 160 кг древесины фернамбука.
Ему же принадлежит изобретение первой русской сушильной машины для древесины, имеющей огромное значение не только для краснодеревного производства, но и для всех других видов деревообрабатывающих производств. Машина Соболева во многом превосходила считавшиеся в то время лучшими английские машины. Кроме того, Соболев решил механизировать такой сложный процесс столярно-мебельного дела, как полирование краснодеревных изделий и сконструировал для этой цели «полировальную машину».
Изобретения Соболева стали находить применение лишь во второй половине XIX в. на предприятиях капиталистического типа. В первую половину века они были не под силу ремесленникам, а государство и помещики не были заинтересованы в облегчении труда крепостных. В деле пропаганды отечественных изделий русских мануфактур, фабрик, заводов, изделий декоративно-прикладного искусства кустарей и артелей ремесленников огромную роль сыграли «Всероссийские публичные выставки отечественных мануфактурных изделий». Первая публичная выставка была в 1829 г. в Петербурге, вторая в 1831 г. в Москве. С 1829 по 1861 гг. состоялось 12 выставок, организованных поочередно в Петербурге, Москве и Варшаве. Кроме того, выставки начали организовывать, приурочивая их к ярмаркам Нижегородской' и Ирбитской2, которые переходили из рамок узкого значения торговли одной губернии в общероссийские.
Популяризация отечественных изделий усиливается еще и потому, что общее число ярмарок в 60-х годах XIX в. доходило до 6,5 тысяч в год. На путь широкого показа своих изделий Россия вступила первой. Видимо, результаты выставок были столь плодотворны, что и другие страны, в первую очередь Англия, последовали ее примеру и так же, как у русских; выставки стали расцениваться как народные празднества. Первая английская выставка 1851 г. (Лондон) приобрела значение всемирной. В ней участвовали многие страны мира, в том числе Россия, изделия которой сразу же привлекли всеобщее внимание.
Па всех отечественных и последующих всемирных выставках среди разнообразных изделий (ткани, обои, посуда и др.) были широко представлены изделия по художественной обработке дерева, особенно мебель. Краснодеревные изделия неоднократно удостаивались высших наград и приобретались различными странами Европы. На заграничных выставках торговали русские фабриканты; они и принимали заказы, заключая на них договоры. Русские мастера, получив известность, стали приглашаться на работу в другие страны.