Э. Д. Днепров писал, что
На заре перестройки её зачинателям казалось, что преодолеть неотвратимо надвигавшийся кризис можно с помощью ускорения экономического развития страны. Но предложенный лозунг «ускорения» вёл к движению не только традиционно экстенсивному, бесперспективному, но и во многом опасному: ведь предлагалось ускорять то, что по сути целенаправленно скатывалось в пропасть.
[46].
Количество и масштабы техногенных катастроф, произошедших за небольшой отрезок времени, действительно велики. Кроме того, с начала перестройки в СССР природные и техногенные катастрофы получали большой общественный резонанс, хотя порой с серьёзными задержками вследствие попыток партийных структур скрывать информацию[47]:
- 10 июля 1985 — Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Ташкент—Карши—Оренбург—Ленинград), войдя в штопор, разбился возле города Учкудук (Узбекистан). Погибли 200 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа по числу жертв, произошедшая на территории СССР.
- 26 апреля 1986 — Чернобыльская авария — несколько десятков погибших от облучения; более 600 тыс. «ликвидаторов», участвовавших в устранении последствий; 200 тыс. человек были переселены; загрязнены более 200 000 км² территории; из сельскохозяйственного оборота выведено 5 млн га земель. В дальнейшем всплеск генетических заболеваний и уродств у новорождённых, большое количество онкозаболеваний и патологий (как следствие минимум 60 тысяч погибших среди ликвидаторов)
- 31 августа 1986 — гибель парохода «Адмирал Нахимов», 423 погибших
- 3 октября 1986 — гибель АПЛ «К-219», 4 погибших
- 4 июня 1988 — взрыв на железнодорожной станции Арзамас-1, 91 погибший
- 7 декабря 1988 — Землетрясение в Спитаке, 25 000 погибших
- 3 июня 1989 — железнодорожная катастрофа под Уфой, 575 погибших
- 7 апреля 1989 — гибель АПЛ «Комсомолец», 45 погибших
Теракты
|
|
Основная статья: Террористические акты в СССР
- 20 сентября 1986 года — захват самолёта ТУ-134 в аэропорту Уфы.
- 8 марта 1988 года — семья Овечкиных захватывает самолёт Ту-154, выполнявший рейс Иркутск—Курган—Ленинград.