Теория профессионального развития Дональда Сьюпера.
Американский психолог Дональд Сьюпер рассматривает профессиональное самоопределение как способ реализации я-концепции личности. Я-концепция - совокупность сведений, представлений субъекта о самом себе. Профессиональная концепция личности — это субъективные представления о сущности той или иной профессиональной деятельности. Еще я-концепция человека совпадает с его личными представлениями о сущности профессии, тогда совершается профессиональный выбор. В соответствии с этой концепцией он выделил 5 стадий профессионального развития:
1.от 0 до 14 лет.
Стадия пробуждения. Я-концепция формируется через идентификацию ребенка со значимым взрослым.
2.15-24 года.
Стадия исследования. Индивид пытается попробовать себя в разных профессиональных ролях, ориентируясь на свои реальные возможности.
3.25-44 года.
Стадия консолидации. Индивид старается обеспечить свою позицию, свой авторитет в определеннонном профессиональном поле.
4.45-54 года.
Стадия сохранения. Карьерный рост, новые должности по выбранной профессии.
5.Старше 65 лет.
Стадия спада. Сокращение участия индивида в профессии и более значимо для него становятся другие социальные роли.
В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:
1.стадия фантазии (до 11-ти лет);
Представления ребенка о профессиональном самоопределении ничем не ограничены
2.гипотетическая стадия (с 11 до 17);
Делится на периоды: 1) П-д интереса(11-12), 2) П-д способности(12-14), 3) П-д оценки(15-16), 4) Переход.п-д(17)
3.реалистическая стадия (от 17-ти и старше):
1)П-д исследования(17-18), 2) П-д кристаллизации(19-21)(определение более узких сфер), 3) П-д специализации(>21)(еще более узкий выбор)
Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большей гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии, и что некоторые люди меняют род деятельности на протяжении всей трудовой деятельности.