Структура

В педагогических способностях выделяются два уровня: рефлексивный, проективный.

Рефлексия в социальной психологии понимается как осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Она предполагает также знание и понимание другого.

Рефлексивный уровень педагогических способностей включает три вида чувствительности:

1) «чувство объекта» — особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, совпадают с требованиями ПС и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эмпатией, проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося и эмоциональной идентификацией, которая предполагает активную целенаправленную совместную деятельность педагога с учащимися;

2) «чувство, меры или такта» — чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и особенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в искомый результат;

3) «чувство причастности» — чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности личности, проявляемых во взаимоотношениях;

Уровень сформированности рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая может быть как хорошей, так и плохой.

Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию, продуктивных моделей формирования у учащихся познавательных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство.

Педагогические способности можно формировать у детей. Работа над педагогическими способностями должна вестись в двух направлениях. С одной стороны, необходимо заниматься ранней диагностикой у детей педагогических способностей, ориентируя тех, у кого они проявляются особенно ярко, на выбор педагогической профессии. С другой стороны, нужно воспитывать эти способности, формировать и развивать их.

Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Можно выделить следующие:

1.способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать ему (способность к эмпатии);

2.способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей;

3.способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, добиваться высоких нравственных целей;

4.способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

5.способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

6.способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

7.способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого.

Быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю. Способность, необходимая учителю и воспитателю - способность к педагогическому общению. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий.

Рассмотрим каждую из групп коммуникативных способностей более детально и одновременно наметим те проблемы, которые могут возникнуть в процессе общения из-за недостаточного развития этих способностей. Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику. Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих людей. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникший ситуации. Коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя. Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи у человека, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслужены и справедливы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: