Уровни репрезентации дисциплины как предмета обучения.
Уровень предметный (содержание деятельности)
Объект воздействия — личность в психосоциальной ситуации; социум в конкретном локусе психосоциального пространства.
Предмет воздействия — социальная позиция личности, социально-психологическая напряженность группы (пространственный коллектив, семья, община и т.п.).
Решаемые задачи — начальная ориентировка в клиенте и ситуации (диагностика, выделение основных сторон, компонентов, нарушений и рассогласованностей задействованных структур и процессов); развитие субъективности “Я”; обеспечение принятия “Я-перцепции”; психологическая помощь в осуществлении “Я-рефлексии”; обеспечение эмоционального отреагиро-вания и катарсиса.
Феноменология — установление контакта (принятие клиента); динамика эмоциональных состояний клиента и психолога; вхождение в новый опыт; смысловые трансформации.
Уровень психотехнический (средств деятельности)
Принципы — событийности, квантования активности, онтологизации переживаний.
|
|
Модели воздействия — когнитивный диссонанс( дискомфорт, вызываемый противоречием между имеющимся устоявшимся представлением и свежей поступающей информацией); символическое замещение и компенсация; прямое и косвенное переобучение (с опорой на обратную связь); непосредственное эмоциональное отреагирование.
Средства воздействия — гиперсемантизация, г ипосемантизация, пересе-мантизация; структурирование и темперирование психотерапевтического высказывания.
Уровень метапредметный (собственной проблематики)
Проблема отбора и подготовки социальных психотерапевтов (личностное и профессиональное самоопределение; специализированные программы обучения; разработка профильных моделей специалиста и т.п.).
Проблема эффективности и последствий социальной психотерапии (диапазон и глубина личностных трансформаций, положительные и отрицательные результаты социопсихотерапии; динамика и характер смысловых, поведенческих и других измерений; “приложимость” и соответствие тех или иных моделей и средств к личности и проблематике конкретного клиента и т.п.).