Как было показано выше, линейно-функциональные и дивизиональные структуры логистики не позволяют достичь необходимой интеграции логистического процесса и в полной мере обеспечить межфункциональную и межорганизационную координацию. В связи с этим в ряде передовых компаний стали внедряться матричные, проектно- и процессно-ориентированные организационные структуры управления логистикой.
По определению, матричная организация — структура, накладывающая структуру, базирующуюся на продукте или работе по проектированию основ проекта, на существующую линейно-функциональную структуру,
Матричные организационные структуры управления типичны для фирм, которые:
- вынуждены быстро адаптироваться к изменениям технологий или рынков;
- при управлении сталкиваются с неопределенностью, требующей обработки больших объемов информации;
- в значительной степени зависят от ограниченных финансовых и человеческих ресурсов.
Для обеспечения интеграции логистического процесса на типичную вертикальную линейно-функциональную структуру управления компанией накладывается проектно-целевая горизонтальная структура, которая образует своеобразную матрицу.
Как видно из рис. матричная организационная структура логистики компании представляет собой некоторую комбинацию линейно-функциональной и проектной (см. п. 284) структур. Матричные организационные структуры различаются по числу одновременно осуществляемых логистических проектов, по вьщеленным на эти проекты ресурсам, по наличию в штате постоянного персонала (менеджеров) по управлению проектами.
Следствием пересечения вертикальных (линейно-функциональных) и горизонтальных (проектных) полномочий является двойное подчинение исполнителей на местах — и функциональному (линейному) руководителю, и менеджеру соответствующего проекта. Такое подчинение часто сложно организовать и еще сложнее воплотить на практике. Поэтому матричные оргструктуры логистики в отечественной экономике пока не получили серьезного развития.
Потенциал матричной организационной структуры в полной мере может быть реализован при ориентации компании на осуществление интегрированных логистических бизнес-процессов. Матричный подход требует передачи логистическим дивизионам инфраструктурных и технологических ресурсов. Такие дивизионы могли бы географически располагаться так, чтобы удовлетворять потребности линейных подразделений компании. При этом возрастает гибкость распределения ограниченных финансовых и человеческих ресурсов, снижается потребность дублировать высококвалифицированный персонал в функциональных областях логистики. Однако необходимо учитывать вертикальные потоки функциональных полномочий.