При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для его восстановления необходимо вновь повторить соответствующие упражнения.
К условиям, обеспечивающим успешное формирования навыков, относится также число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение имеет знание результата. Таким образом, основными условиями формирования навыков я вляются:
- четкость поставленной цели;
- планирование деятельности, осознание способа выполнения;
- контроль;
- самоконтроль;
- оценка деятельности.
Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ, объяснение, сочетание показа с объяснением. Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции.
Формирование навыков может осуществляться двумя методами:
1) методом ``проб и ошибок'';
2) через систему сознательных процедур.
Формирование отдельного навыка никогда не является самостоятельным, изолированным процессом. На него влияет, в нем участвует весь предшествующий опыт человека. В выработке навыка существенную роль играют и индивидуальные различия. Одни и те же навыки у одних людей вырабатываются намного быстрее, чем у других. Выработка навыка совершается неравномерно, иногда скачкообразно.
|
|
Привычка. Близкой навыку по механизмам формирования и характеру осуществления является привычка. Привычка -- это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.