Раскройте содержание мотивов поведения дошкольника. Аргументируйте значимость формирования соподчинения мотивов в старшем дошкольном возрасте

Мотивы поведения ребёнка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Если мотивы поведения преддошкольника были импульсивными и неосознанными, связанными, главным образом, с предметной деятельностью и общением со взрослыми, то у дошкольника они становятся не только разнообразными, но осознаются детьми, приобретают разную побудительную силу и затрагивают сферы отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе.

Наибольшее влияние по поведение дошкольника оказывают следующие мотивы:

1. Интерес детей к миру взрослых - это стремление детей действовать, как взрослые, что в первую очередь отражается в ролевой игре. Данный мотив можно использовать как средство, позволяющее добиться от ребёнка выполнение того или иного требования.

2. Игровые мотивы - связаны с интересом к самому процессу игры. Они предполагают стремление ребёнка «входить» в воображаемую ситуацию и действовать по её законам. Любое дело ребёнок может превратить в игру.

3. Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых - основной регулятор поведения дошкольника. Мотивы общения со сверстниками наиболее сильно проявляются у детей 5-7 лет. Ребёнок часто может отказаться от своих личных интересов для поддержания контактов с другими детьми.

4. Мотивы самолюбия, самоутверждения и признания связаны с потребностью осознать свою личностную значимость, ценность, уникальность. Ребёнок начинает претендовать на то, чтобы его уважали, слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Иногда ребёнок с помощью негативных поступков стремится обратить на себя внимание.

5. Познавательные мотивы. Данные мотивы связаны с появлением любознательности, познавательной активностью, что выражается через детские вопросы: «Что?», «Как?», «Зачем?», позднее – «Почему?». В старшем дошкольном возрасте дети получают удовольствие от решения не только игровой, но и умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эта задача решается.

6. Соревновательные мотивы (соперничества). Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети. К 6-7 годам ребёнок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей.

7. Нравственные мотивы - выражают отношение ребёнка к другим людям. Их динамика на протяжении дошкольного возраста связана с усвоением и осознанием норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. В 3-4 года нравственные мотивы либо отсутствуют, либо лишь незначительно влияют на поведение детей и только по отношению к тем окружающим людям, к которым испытывают симпатию. В 4-5 лет – свойственны значительной части детей. а в возрасте 5-7 лет становятся особенно действенными.

8. Общественные мотивы – это желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Они формируются вначале под руководством воспитателя, позже, особенно в старшем дошкольном возрасте – по собственной инициативе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: