4-5 лет – связывают самооценку с оценкой окружающих.
5-7 лет – обосновывают с позиций наличия каких-либо нравственных качеств. Редко хвалят себя, но возрастает число обоснованных оценок.
Но даже к 7 годам не всегда могут мотивировать самооценку.
К 7 годам самооценка из общей становится дифференцированной и ребёнок начинает по-разному оценивать себя в разных видах деятельности.
Самооценка в одном виде деятельности может заметно отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, ребёнок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, а в овладении пением – недооценивать и т.д.
Точность и объективность оценки и самооценки дошкольника растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта.
Установлено, что статус, положение ребёнка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку – «популярные, эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее.
|
|
Постепенно дети начинают осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное отношение. Старших дошкольников начинают интересовать и психические процессы, происходящие в нём.
Таким образом, ребёнок начинает осознавать не только внешнюю сторону поступков и достижений, но и внутренние состояния и процессы.
В дошкольном возрасте формируются начатки рефлексии – способности представить себя глазами других. Под влиянием развивающейся рефлексии дошкольник может предугадать возможную реакцию взрослого на тот или иной его поступок и поведение в целом и использовать это знание в своих целях: с одним взрослым он послушен и приветлив, с другими позволяет себе капризы и упрямство.
Таким образом, к концу дошкольного возраста самооценка детей становится всё более объективной, критичной, самостоятельной, рефлексивной, аргументированной.