Группы одарённых детей

(по Н.С. Лейтесу)

1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, познавательной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

2. Дети с раннеё умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники). По «своему» предмету ребёнок может выделяться, значительно превосходить других детей лёгкостью, с какой ему даётся специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усвоить и творчески участвовать в работе.

3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. например, необычная память на какие-либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

Для одарённого ребёнка характерно:

- раннее овладение речью, быстрое увеличение словарного запаса, его богатство;

- уже в раннем детстве обнаруживается способность распределять внимание.;

- хорошая память рано становится опосредованной речью и связанной с абстрактным мышлением;

- обучаемость, владеет большим объёмом информации, умеет замечать тонкие различия в материале, самостоятельно переносит усвоенное на новый материал;

- использует альтернативные пути для поисковой нужной информации;

- стремление решать трудные проблемы и рассуждать,

- тонкое восприятие происходящего вокруг; и тд.

В отношении к себе и к другим людям, в оценках межличностных связей и отношений одарённый ребёнок характеризуется:

  • достаточно реалистическими представлениями о себе (адекватная самооценка);
  • уважением к людям, способностью к сочувствию, сопереживанию; склонностью к самоанализу
  • готовностью делиться с другими своими вещами и идеями; готовностью вступать в соревнование с другими людьми; развитостью чувства юмора; уверенность в своих силах; обострённое чувство справедливости; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим людям.

Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одарённого ребёнка. Это – активность и саморегуляция. Малыш отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддерживать, но и направлять в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить её цели, регулировать и контролировать своё поведение, а также способность к волевому усилию. Ребёнок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у ребёнка, - трудолюбие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: