Психологическая характеристика типов темперамента

Сангвиник характеризуется повышенной реактивностью, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью - проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

Холерик - характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.

Меланхолик обладает высокой сензитивностью, которая проявляется в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.

Флегматик характеризуется малой реактивностью. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя.

В чистом виде темпераменты практически не встречаются. У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека, от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.

Влияние темперамента на деятельность педагога. Успех воспитательно-образовательной работы в детском саду зависит от многих факторов, но прежде всего от воспитателя. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. В педагогической деятельности темперамент не определяет результатов деятельности, хотя и влияет на ее процесс, методы.

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной - формирование индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - это индивидуальная система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Педагоги с данным типом темперамента не всегда желают выполнять черновую, обыденную работу, склонны переключаться на интересную деятельность. Сангвиник может переоценить свои возможности, результаты труда, не всегда правильно осознает свои недочеты, а это влияет на отношение к выполняемой работе, на методы, результаты ее. У сангвиников может появляться непостоянство в поведении, легкомыслие, дилетантизм.

Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. Для них очень опасно перенапряжение умственной и эмоциональной деятельности. В поведении меланхолика проявляется недооценка своих возможностей, неуверенность в себе, в оценке педагогической деятельности, повышенная эмоциональная возбудимость, болезненная чувствительность к мелочам, постоянное чувство тревожности. Педагогам-меланхоликам кажется, что некоторые дети только и думают о том, чтобы навредить ему, смеются над ними. Шалости и проказы детей они рассматривают как преднамеренное действие, не понимания того, что это результат проявления потребности детей в движении, иногда невоспитанности. Ожидая встречи с воспитанниками, они переживают чувство боязни, тревожности и приходят к ним с отрицательной установкой, через которую воспринимают и оценивают детей.

Педагогом может быть представитель любого темперамента, любого типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность, а меланхолического типа - мягкость, отзывчивость, тактичность, глубину и стойкость чувств и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

Поэтому целью воспитателя дошкольного учреждения является не только воспитание и обучение детей, но и собственное развитие. Таким образом, можно решить две проблемы одновременно - проблему личную и общественную, что считается идеальным сочетанием в социуме.

Педагогу-холерику крайне важно научиться сдерживаться в момент событий, которые вызывают у него бурю негодования. Часто авторами этих событий бывают такие же холерики, только дети. Сангвинику следует тщательно продумать систему воспитательно-образовательной работы и менять план действий на ходу. Флегматику нужно умышленно разнообразить деятельность, давая возможность наиболее подвижным детям двигаться в их темпе. Меланхолику можно быть удовлетворённым после встречи с детьми, если звучал смех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: