Рентабельность – прибыльность, доходность.
Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации ТРУ покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
1) Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. Чистая рентабельность – показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки.
|
|
2) Экономическая рентабельность – показывает эффективность использования всего имущества организацией. - средняя стоимость активов.
3) Валовая рентабельность – показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки.
4) Затратоотдача – показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 руб. затрат.
где Рпрод. – величина прибыли от продаж
S – затраты на производство и реализацию продукции
5) Рентабельность продаж – показывает, сколько прибыли от продаж приходится на единицу проданной продукции.
6) Рентабельность собственного капитала – показывает эффективность использования собственного капитала.
где - средняя стоимость собственного капитала.
7) Рентабельность перманентного капитала – показывает эффективность использования капитала вложенного в деятельность организации на длительный срок.