Отличительные черты федеративного устройства России от зарубежных стран с федеративной формой государственного устройства

Россия была провозглашена федерацией 25 (12) января 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Все российские конституции определяли ее государственное устройство как федеративное. Однако в советский период российское государство являлось федерацией скорее только по названию, реально обладая иной формой государственного устройства.

Особенностью федерации является ее «двухэтажная» структура и обязательное существование в федерации общефедеральной надстройки - общефедерального государства.

Федеральное государство и функционирует как надстройка над первичными субъектами федерации. В РСФСР автономии, именовавшиеся субъектами федерации, охватывали лишь часть территории страны. На территории административно-территориальных областей, краев РСФСР функционировало скорее унитарное, а не надстроечное государство.

После вступления в силу Федеративного договора от 31 марта 1992 г., а в конечном итоге - Конституции РФ 1993 г. определение России как федеративного государства было подкреплено законодательными и договорными новациями. Главные из них: статус любого субъекта Российской Федерации может изменяться по взаимному согласию Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ); наделение краев, областей, городов федерального значения статусом субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5, ст. 65), что в рамках федеративного строительства достроило «первый этаж» Федерации.

Несмотря на наличие Федеративного договора между органами государственной власти Российской Федерации и, органами государственной власти разных групп ее субъектов, а также ряда двусторонних договоров между ними, Россия по-прежнему остается конституционной Федерацией.

Конституционный характер Российской Федерации является одним из обстоятельств, подтверждающих несуверенный статус ее субъектов. Это подтверждается и отсутствием у субъектов Федерации права на односторонний выход из Федерации и права на провозглашение себя государствами ассоциированного членства. Конституция РФ, подтвердив несуверенный статус субъектов Федерации, тем не менее, значительно расширила их правовые возможности. Так, силу конституционного принципа приобрела законодательная децентрализация.

Российская модель использует двухуровневый способ структурирования предметов ведения, где конституционно фиксируются закрытые перечни предметов исключительного ведения Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ведения Федерации и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Предметы ведения субъектов РФ определяются по остаточному принципу - вне пределов собственного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией к компетенции Российской Федерации и к компетенции ее субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: