Понятие федерации

Федерация - государство сложносоставное, объединяющее в себе несколько других государств или государственных образований. Федерацию можно уподобить двухэтажному зданию. На первом этаже располагаются входящие в федерацию государства (государственные образования), обладающие государственными атрибутами (учредительным актом высшей юридической силы, системой высших и центральных органов, территорией, государственными символами, др.) и именуемые субъектами федерации. На втором этаже находится собственно федеративное государство, являющееся, таким образом, государством надстроечным.

Федеративные государства возникают двояким образом: 1) путем объединения нескольких суверенных государств в одно новое без утраты ими государственного статуса. Здесь федерация возникает как бы снизу; 2) путем придания унитарным государством статуса государственности своим первичным политико-территориальным частям с сохранением за собой государственного суверенитета. В данном случае унитарное государство само преобразует себя в федерацию, т.е. создание последней идет сверху.

Федеративной форме государственного устройства близка конфедерация - межгосударственное объединение. Обычно говорят: федерация - это союзное государство, а конфедерация - союз государств. Как и федерация, конфедерация имеет два этажа. На первом - объединившиеся в конфедеративный союз государства, а на втором - конфедеративная надстройка в лице общеконфедеративных органов.

Конфедерация отличается от федерации тем, что конфедеративная надстройка не превращается в самостоятельное государство, не получает государственного суверенитета. Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет, полную международную правосубъектность. К объединениям конфедеративного типа можно отнести складывающийся союз Российской Федерации и Белоруссии. В этом же направлении способна продолжать свое развитие такая региональная международная организация, как Содружество Независимых Государств, возникшая на месте распавшегося Союза ССР.

В конфедерациях законодательное, территориальное, управленческое верховенство остается за субъектами конфедерации. Они вправе отменять на своей территории действие актов конфедеративных органов, даже принятых в пределах их компетенции. Субъекты федерации таким правом не обладают.

Близкой к федерации формой государственного устройства является унитарное государство с наличием законодательно-территориальных автономий. Федерация отличается от унитарного государства, включающего в свой состав законодательно-территориальные автономии, разным правовым статусом субъектов федерации и законодательно-территориальных автономий.

Широкая самостоятельность автономий проистекает из воли унитарного государства, которое вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административно-территориальные единицы или вообще упразднять территориальные образования. В федерациях федеративный центр не вправе в одностороннем порядке без согласия субъектов федерации изменять не только отдельные элементы их статуса, но и вообще любые элементы их конституционного правоположения.

К федеративным относится 21 государство, в которых проживает около трети населения земли. Широкое распространение федеративного устройства не случайно. Сложносоставной характер федерации как государства произволен от многоэлементного состава общества, цементируемого данным государством. К такой форме организации тяготеют страны, состоящие из множества регионов, отличающихся природно-экономическими, культурными, этническими и другими условиями, и в то же время заинтересованные друг в друге, прежде всего в духовно-идеологическом и экономическом планах.

Существуют разные виды федеративных государств.

Симметричные и асимметричные федерации. Все федерации, исходя из соотношения статуса разных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром, принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации - это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов (групп субъектов).

Территориальные и национально-территориальные федерации. Федеративные государства делят на территориальные и национально-территориальные исходя из этнической окраски субъектов федерации. Территориальные федерации - государства, состоящие из субъектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями не имеющих особых прав, этнических по, природе. К территориальной федерации относится, например, США. Национально-территориальные федерации - государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса).

В национально-государственных субъектах наряду с государственным языком федерации вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения данных территорий. Иногда такие языки получают статус официальных языков соответствующих федеративных государств. Так, п. 2 ст. 16 Конституционного акта Канады 1982 г. провозгласил официальными языками Канады английский и французский языки, хотя франкоговорящее население из всех провинций доминирует только в Квебеке и составляет значительную долю населения провинции Нью-Брансуик.

Национально-территориальные федерации включают федеративные государства двух видов: одни полностью состоят из национально- государственных субъектов (таковыми были Союз ССР, СФРЮ, Чехословацкая федерация); другие включают в свой состав национально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, или не имеющими национальной окраски, или являющимися способом государственной организации национального большинства соответствующих федеративных государств (таковой является современная Российская Федерация).

Конституционные и договорные федерации. В конституционных федерациях основными учредительными актами выступают общегосударственные конституции (иные общегосударственные законодательные акты), а в договорных федерациях - федеративные договоры, заключаемые между субъектами федерации.

Если в конституционных федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления по субъектам федерации, то в договорных федерациях названные вопросы решаются субъектами федерации (их политико-государственными элитами) во взаимном договорном процессе. Во втором случае силы, отстаивающие общефедеральные интересы, остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов.

В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция, как это было в Союзе ССР, что иногда дает основание для выделения наряду с конституционными и договорными федерациями так называемых конституционно-договорных федераций. Однако не любой федеративный договор носит учредительный характер.

Например, не являются учредительными договоры, заключаемые в Российской Федерации между субъектами федерации, федерацией и ее субъектами - они носят вспомогательный характер по отношению к общероссийской Конституции. Поэтому в конституционно-договорной федерации речь идет не о равной юридической силе и роли конституции и договора, а о наличии того и другого инструментов правового оформления федеративных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: