Определение сущности языка. Учение о

Внутренней форме языка.

В определении понятия «язык» основой является такое утверждение: «Язык – комплекс интеллектуальных ценностей, вся совокупность культуры народа, всё его духовное своеобразие. Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящегося превратить звук в выражение мысли»(Гумбольдт). Сущность языка, по Гумбольдту, связана с формированием народного духа, т.е. язык в своих взаимосвязях с человеком представляет собой создание народного языкового сознания. Дух народа и язык так тесно связаны друг с другом, что если существует одно, то другое можно вывести из этого. Данная связь нашла выражение в формуле: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное».

По языку можно познать характер народа, его национальность и особенности. Множество языков свидетельствует о духовном разнообразии людей, живущих на Земле. Философия, наука, искусство и т.д. определяют мировоззрение всего народа, что находит отражение в языке. Таким образом, язык является «промежуточным миром» между народом и окружающим его объективным миром.

«Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступишь в другой круг»(Гумбольдт).

Вывод: Отношение человека к предметам, явлениям окружающей действительности обусловлено не свойствами предметов, а языком. У Гумбольдта язык выступает как деятельность, которая преобразует внешний мир в собственность духа. Он делает теоретическое обоснование положения о сущности языка: формой существования языка является его развитие, т.е. беспрерывная деятельность духа, которая способна превратить звук в мысль. Это центральный вывод философии Гумбольдта. Автор обосновывает развитие языка: чем сознательнее индивид пользуется языком в соответствии со своими внешними или внутренними потребностями, тем сильнее действует язык на его мышление. Язык – это всё, что нас окружает. Существует антиномия языка (т.е. противоречия), которые Гумбольдт попытался сформулировать в таком противопоставлении: диалектика (развитие) – антиномия:

Язык и мышление.

Произвольность знаков и мотивированность элементов языка.

Объект и субъект в языке.

Язык как деятельность и как продолжение деятельности.

Установленность и движение в языке.

Целое и единичное в языке.

Индивидуальное и коллективное в языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: