Конформизм

Групповые нормы – определенные правила, выработанные группой в процессе жизнедеятельности, принятые большинством и регулирующие отношения между ее членами («подобающие способы действия» Т. Шибутани).

Выделяют 2 типа норм:

· конвенциональные – «внедренные» системой, в которой группа функционирует;

· нормы первичной группы – уникальный и не всегда осознаваемый свод неписанных законов и правил («у нас не принято, у нас поощряется»).

Между собой могут быть в согласии, могут отличаться, иногда находятся в противоречии.

С 50-х гг. ХХ в. в социальной психологии развивается два мощных направления:

1. нормативное влияние большинства на отдельного человека (американские исследования);

2. нормативное влияние, оказываемое на него меньшинством (европейские исследования).

Конформизм – подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства.

Нонконформизм – демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или поведения группового большинства.

Негативизм – демонстрация поведения или мнения, противоречащего мнению большинства, независимо от того, право это большинство или нет.

Конформность – свойство человека как члена группы, склонность неосознанно выбирать и следовать мнению группового большинства.

Классические исследования Соломона Аша окрашены гуманитарным пафосом: обладает человек свободой или он поддается давлению группы. Задания для испытуемого: выбрать из предлагаемых трех отрезков один, соответствующий эталонному. Семь присутствующих действовали в соответствии с данной экспериментатором инструкцией и громко выражали противоположное мнение. Проводилось 12 испытаний для каждого. Результаты: 1\3 испытуемых демонстрирует зависимое от группы поведение; 1\3 демонстрирует колебания, только 25 % устойчиво независимы от мнения группы.

В результате исследователь выделил два типа независимых людей: автономия основывается на уверенности в себе, отстраненности (замкнутости) натуры; условно названные «правильные» (испытывают сомнения, но доверяют зрительному восприятию).

Среди уступчивых С. Аш выделил 3 типа: реально «увидели» правоту большинства (субъективное искажение зрительного образа); пережили конфликт своего и группового мнения, пришли к выводу, что большинство право; «примкнувшие» к большинству (не столь беспокоит проблема расхождения мнений, сколько опасаются остаться вне общества).

Позднее, в кросскультурных исследованиях установлены факторы, влияющие на конформное поведение:

· Единодушие большинства (абсолютное);

· Численность большинства (выше 3-х не имеет значения);

· Особенности ситуации (чем дальше от истины, тем выше независимость испытуемых; при нарастании неопределенности ситуации влияние большинства усиливается; если компетентность группы оценивается как низкая);

· Особенности группы (будущие педагоги более зависимые, чем будущие инженеры, подростки-музыканты больше, чем подростки-победители олимпиад);

· Гендерные и возрастные особенности (женщины в целом комфорнее мужчин, дети - взрослых). Подростки демонстрируют конформизм в общении с группой сверстников, негативизм – со взрослыми (не ставить подростка в ситуацию группового давления взрослых или класса, если он не является для него источником норм и ценностей)

· Индивидуальные особенности испытуемого (высокий IQ, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность);

· Значимость ситуации для испытуемого (чем более значимой для себя воспринимается испытуемым, тем ниже конформное поведение).

Причины данного феномена исследователи объясняют так: человек зависим от большинства, т.к. получает информацию о действительности; хочет получить одобрение (не вызвать неодобрения) (Э. Пайнс, К. Маслак), информационная зависимость от группы, т.к. растет тревога и он нуждается в ее снижении (Г. Джерард).

Д. Майерс называет два механизма, защищающих от нормативного давления: реактивное сопротивление (при грубом принуждении люди стремятся противостоять, отстаивая личную свободу); поведенческое подтверждение собственной уникальности (человеку не нравится слишком отличаться от группы, но и не нравится выглядеть как все. Наши действия защищают чувство собственной неповторимости и индивидуальности).

В 80-х гг. ХХ в. опубликованы исследования влияния меньшинства на большинство. Меньшинство определяется не по численности, а по критерию влияния (монополистами влияния являются лидеры и групповое большинство). Эксперименты С. Московичи: 8 % попали под влияние меньшинства (2 из 6 наивных испытуемых говорили, что голубой – это зеленый).

Групповое меньшинство имеет свои источники влияния.

Влияние большинства Влияние меньшинства
Воздействие на уровне реакций людей на факт Воздействие на уровне правильности позиций
Влияние проявляется быстро, в первых пробах Влияние на латентном, неосознаваемом уровне, проявляться может в последующих экспериментальных ситуациях
Состояние человека в конфликте с большинством: некомпетентность, незащищенность, из страха социальной изоляции стремиться присоединиться Под влиянием меньшинства меньший стресс, большая внутренняя защищенность – у человека возникает мотивация переоценить ситуацию и свою позицию

Факторы влияния меньшинства: последовательность, уверенность, гибкость (готовность к компромиссу), уважительное отношение к оппонентам.

Ценность влияния меньшинства для группы - побуждает человека и большинство к поиску новых аргументов в защиту своей позиции (в результате большинство еще больше убеждается в своей правоте, но это убеждение опирается не на стереотипы и неосознанные групповые нормы, а на результаты анализа и размышления); наличие иной позиции повышает возможность выработки креативных решений (т.е. если ошибочно, то все равно, с этой точки зрения, полезно).

Таким образом, влияние большинства – стабилизирующий группу механизм, позволяющей ей существовать как единое целое. Чем экстремальнее условия функционирования группы – тем выше конформизм. Но приводит группу к застою, ее членов к ригидности.

Влияние меньшинства тормозит избыточный конформизм, препятствует чрезмерной конформности членов. На уровне группы – источник развития, на индивидуальном – стимулятор познавательной активности, проявления творческого личностного потенциала.

Дж. Майерс описал и другие социально-психологические феномены.

Еще в конце XIX в. исследования Триплета показали, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются с другими людьми, а не с секундомером. Дальнейшие исследования начала XX в. показали, что в присутствии других, люди лучше выполняют упражнения на умножение и вычеркивают в тексте буквы. Назвали «эффектом социальной фасилитации», а позже обнаружили, что присутствие других снижает эффективность при заучивании бессмысленных слов, при решении сложных примеров на умножение. Примирил данные противоречивые результаты исследований Зайонс: социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию: улучшает решение простых задач и ухудшает выполнение трудных.

Если в предыдущем феномене речь идет об индивидуальной цели, то следующий – о том, как люди складывают свои усилия для достижения общей цели, перетягивание каната. Было обнаружено, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособностей ее членов. «Социальная леность» - тенденция людей прилагать меньше усилий ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Выяснилось, что уменьшается боязнь оценки и распределяется ответственность.

Деиндивидуализация – в ситуации возбуждения и размывания ответственности ослабевание нормативного сдерживания: утрачивается самосознание и боязнь оценки, в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность. Результатом могут быть действия, варьирующие от легкого нарушения запретов (разбрасывание еды в столовой, проклятия арбитру, крики на рок-концерте) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, воровство).

Таким образом, социализация человека возможна только благодаря членству в группах, больших и малых. В обществе появились такие группы, как виртуальные, а также различные виды субкультур, в которых течет становление современного человека. Знание особенностей и механизмов, феноменов влияния группы на подростка позволяет оптимизировать их влияние, важной задачей классного руководителя является формирование классного коллектива как референтной группы для каждого учащегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: