Феномены принятия групповых решений

Феномен «групповой поляризации» - в процессе дискуссии происходит усиление изначально существующей точки зрения, акцентирование изначальной склонности, усиление средней тенденции в группе по причине информационного влияния (приведения аргументов) и нормативного влияния (теория социального сравнения: в человеке заложено желание оценивать свое мнение с другими, начинаем более жестко выражать свои взгляды, когда их разделяют.

Феномен «сдвига к риску» - своеобразная экстримизация групповых мнений – они начинают тяготеть к крайним значениям шкалы предпочтений, становятся более рискованным по сравнению со средним индивидуальных значений. Дилеммы Стоунера (1961): высока вероятность успеха, но низка ценность («синица в руках») – вероятность успеха низкая, ценность высокая («журавль в небе»). Связано с ощущением общей ответственности (следовательно, личной безответственности), лидер, изначально будучи склонным к рискованным решениям убеждает в своей правоте остальных, риск как ценность – все стремятся демонстрировать у себя наличие такой способности.

Феномен «огруппления мышления» (группомыслие) - снижение эффективности мышления и неадекватность оценки действительности и моральных суждений в результате групповых давлений. В кризисных ситуациях, сплачиваясь вокруг групповых целей и отгораживаясь от внешнего мира, появляется иллюзия неуязвимости, принятие своего решения как единственно правильного и возможного. Очевидность правильного решения приносится в жертву единомыслию группы.

Существует пять технологий принятия решений группой: групповое интервью (безоценочный сбор мнений), мозговой штурм (свободный поиск новых решений), групповая дискуссия (обсуждение, прояснение), обсуждение отдельного случая, выступление-дискуссия.

Эффективность групповой деятельности определяется продуктивностью, удовлетворенностью членов группы совместной деятельностью, сверхнормативной активностью – стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания.

Важно подчеркнуть значение группы в подростковом возрасте - принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении и в определении статуса в глазах сверстников. Группа защищает подростка, одновременно предъявляя к нему жесткие требования. В этот период группа сверстников становится важнейшим агентом социализации, т.к. именно в группе сверстников подросток усваивает основные нормы и ценности. Превращение школьного класса в высокоразвитую малую группу не происходит само собой, а становится возможным в процессе целенаправленной развивающей работы педагога. Варианты такой работы - создание разнообразных форм конструктивной совместной деятельности учащихся (коллективные творческие дела, ситуации деловой взаимозависимости членов группы, реальная социально значимая деятельность класса) - формируют единство целей и ценностей. Тренинговые ситуации, ролевые и деловые игры как варианты психологической работы с классом развивают сплоченность, поднимают уровень взаимного доверия, формируют чувство «Мы».

Таким образом, существующие представления о малой группе в социальной психологии напрямую связаны с работой классного руководителя и в целом управлением школьным коллективом. Представление о психологической структуре группы, управление ее развитием, формирование сплоченной группы и превенция проявления феноменов принятия группового решения оптимизирует такую часть работы учителя как управление классным коллективом, в целом обеспечивая психологическую безопасность образовательного пространства и психическое здоровье обучающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: